Типы документов



Постановление Правительства Вологодской области от 23.10.2023 N 1207 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Вологодской области, долговой политики Вологодской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2023 г. в„– 1207

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии со статьями 107.1, 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и для составления проекта областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, формирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области Правительство области постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (приложение 1).
2. Утвердить основные направления долговой политики Вологодской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (приложение 2).
3. Органам исполнительной государственной власти области осуществлять формирование доходов и расходов по соответствующим отраслям с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований области организовать работу по формированию проектов местных бюджетов на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Вологодской области, долговой политики Вологодской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит опубликованию на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ





Утверждены
Постановлением
Правительства области
от 23 октября 2023 г. в„– 1207
(приложение 1)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

I. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов определяют цели и приоритеты бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе и разработаны в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность задач, определенных на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Исходя из поставленной цели, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2026 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", основных положений Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года в„– 117-р, бюджетная и налоговая политика в области на 2024 - 2026 годы ориентирована на решение следующих задач:
устойчивое социально-экономическое развитие региона;
обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета как базового принципа ответственной бюджетной политики;
создание благоприятной налоговой среды для стимулирования восстановления отраслей экономики и субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия занятости населения и легализации доходов;
совершенствование механизма государственной поддержки отдельных категорий населения;
соблюдение условий соглашений, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного замещения долговых обязательств области, с учетом дополнительных соглашений по реструктуризации долговых обязательств области, инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов;
обеспечение реализации мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния населения области;
приоритизация и повышение эффективности бюджетных расходов;
сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области;
сохранение доли инвестиционных затрат в структуре консолидированного бюджета;
эффективное управление государственным долгом области и сохранение его объема на экономически безопасном уровне;
совершенствование государственного финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
усиление стимулирующей роли межбюджетных трансфертов, в том числе в части повышения заинтересованности органов местного самоуправления области в содействии развитию экономики соответствующих территорий муниципальных образований области.
Бюджетное планирование основывается на "базовом варианте" прогноза социально-экономического развития области на среднесрочный период.
Увязку бюджетного и стратегического планирования обеспечивают Бюджетный прогноз Вологодской области на период до 2035 года и Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, целью которой является реализация политики народосбережения путем сохранения демографического потенциала и развития человеческого капитала за счет конкурентоспособности области и формирования пространства развития человека.
Основным инструментом достижения национальных целей развития являются национальные проекты, реализуемые на территории области региональные проекты, меры по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей государственной политики, по-прежнему будут являться государственные программы области. В этой связи необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение качества планирования и эффективности реализации государственных программ области исходя из ожидаемых результатов, с учетом изменения законодательства на федеральном уровне. Планируется дальнейшее развитие системы государственных программ области на проектных принципах управления, совершенствование нормативной и методической базы реализации государственных программ области, повышение финансовой гибкости при их реализации.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе их тщательной оценки и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения.
Будет продолжена реализация мероприятий в целях сохранения и улучшения позиции Вологодской области по итогам ежегодно проводимой Министерством финансов Российской Федерации оценки качества управления региональными финансами.
В целях обеспечения публичности процесса управления общественными финансами будет продолжена работа по реализации мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса для граждан. В рамках данного направления будет продолжена работа по актуализации информации о бюджетном процессе в области в рамках информационного ресурса "открытый бюджет - "Бюджет для граждан" и ее размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Областной бюджет будет сформирован на три года - на очередной финансовый год и плановый период.

II. Основные направления налоговой политики области
на 2024 - 2026 годы

В целях сохранения стабильных налоговых условий ведения деятельности хозяйствующими субъектами в области с учетом складывающейся геополитической и экономической ситуации в стране, в том числе в условиях внешнего санкционного давления, на 2023 год продлено действие налоговых преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Остался неизменным уровень налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также для организаций, ранее применявших систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В 2023 году также действует мера налоговой поддержки для организаций, участвующих в реализации мероприятий по догазификации населенных пунктов области, в виде освобождения от уплаты налога на имущество в отношении объектов газораспределительной системы.
Сохранены действующие в 2022 году пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе занятых в отрасли информационных технологий, в сферах культуры, туризма, дополнительного образования, бытовых услуг, народных художественных промыслов и средств массовой информации.
Снижены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по патентной системе налогообложения в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в административных центрах муниципальных образований области, кроме городских округов.
Приняты меры по повышению привлекательности инвестиционного вычета по налогу на прибыль (далее - вычет), направленные на привлечение инвестиций в экономику области, в том числе:
предоставлено право на применение вычета в заявительном порядке организациям обрабатывающих производств;
для инвесторов приоритетных инвестиционных проектов изменены параметры вычета в части увеличения его размера, перечня основных средств, в отношении которых применяется вычет, снижения минимального порога инвестиций, дающего право на вычет.
Основные направления налоговой политики Вологодской области на 2024 - 2026 годы сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на укрепление доходного потенциала области за счет привлечения инвестиций в экономику Вологодской области и создания стабильных налоговых условий для сохранения и развития малого и среднего предпринимательства.
Основными направлениями налоговой политики Вологодской области в среднесрочной перспективе являются:
совершенствование налогового законодательства области с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации;
продолжение реализации механизмов налогового стимулирования в рамках приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики области;
предоставление мер налоговой поддержки участникам инвестиционной деятельности в рамках реализации новых полномочий субъектов Российской Федерации, установленных на федеральном уровне, при условии обеспечения гарантированного выполнения областью социальных обязательств;
оказание налоговой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, основанной на стимулировании прозрачности показателей экономической деятельности;
продление действия налоговой ставки в размере 0% по патентной системе налогообложения для новых предпринимателей, планирующих работать в научной, социальной, производственной или бытовой сферах, до 2025 года.

III. Основные направления бюджетной политики
на 2024 - 2026 годы

3.1. Общие положения

При формировании областного бюджета на 2024 - 2026 годы в первоочередном порядке будут предусмотрены бюджетные ассигнования на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2026 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", на реализацию инициатив и проектов Губернатора области, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния населения области.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
сохранение достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
формирование государственных программ области исходя из четко определенных цели и задач социально-экономического развития области;
своевременное принятие решений по приоритизации расходов в целях обеспечения сбалансированного исполнения бюджета в условиях внешнего санкционного давления;
содействие дальнейшему увеличению доли расходов местных бюджетов, формируемых в программном формате;
повышение эффективности бюджетных расходов;
недопущение образования кредиторской задолженности областного бюджета.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ области и непрограммных направлений деятельности органов государственной власти области будут сформированы с учетом решений Совета по разработке и реализации государственных программ Вологодской области и повышению эффективности бюджетных расходов.

3.2. Основные направления бюджетной политики
в области социальной сферы

3.2.1. На период 2024 - 2026 годов будет обеспечено сохранение достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации.
3.2.2. В сфере образования и молодежной политики для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
создание новых мест в общеобразовательных организациях;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
обеспечение возможности профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности для педагогических работников;
модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
обеспечение функционирования системы патриотического воспитания детей и молодежи.
3.2.3. В сфере здравоохранения для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;
улучшение медицинской инфраструктуры;
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;
сокращение дефицита медицинских кадров.
Расходы областного бюджета на уплату взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения будут предусмотрены с индексацией к предыдущему году.
3.2.4. В сфере социальной политики для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
реализация мероприятий по оказанию финансовой поддержки семьям при рождении детей, включая повышение доступности жилья семьям с детьми;
разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.
В 2024 - 2026 годах будут предусмотрены расходы на предоставление установленных мер социальной поддержки и социальных выплат населению области исходя из действующих условий их предоставления, расходы на предоставление социальных услуг населению, организацию оздоровления и отдыха детей.
В трехлетнем периоде планируется сохранить объем расходов областного бюджета, направляемых на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Будет продолжена реализация мероприятий по компенсации ипотечной ставки семьям при рождении детей, молодым и многодетным семьям, предоставление многодетным семьям единовременной выплаты из областного бюджета взамен предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, реализация программы регионального материнского капитала.
3.2.5. В сфере культуры для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;
продвижение талантливой молодежи в сфере музыкального искусства;
укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры;
поддержка добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.
3.2.6. В сфере физической культуры и спорта для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культуры и спортом, массовым спортом;
повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта;
подготовка спортивного резерва.

3.3. В области национальной экономики

3.3.1. В сфере экономики на предстоящий период приоритетом является финансирование национальных проектов. Это развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение доступным жильем и формирование комфортной городской среды, создание конкурентоспособного экспортно-ориентированного сегмента в базовых отраслях промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, повышение производительности труда, реализация мероприятий в сфере экологического благополучия населения, а также развитие цифровой экономики.
С учетом привлечения средств федерального бюджета планируется реализовать проекты, способствующие переходу экономики на качественно иные темпы развития, существенно улучшающие качество жизни населения, проекты в сфере развития городской и цифровой инфраструктуры.
3.3.2. В сфере сельского хозяйства бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
сохранение продовольственной безопасности региона;
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
стимулирование роста производства пищевых продуктов;
создание условий для роста инвестиций в агропромышленный комплекс области, повышения энергетической эффективности сельскохозяйственного производства и роста финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей области;
создание высококвалифицированного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
В трехлетнем периоде будет обеспечена государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей.
3.3.3. В сфере дорожного хозяйства и транспорта бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
в сфере дорожного хозяйства для достижения национальных целей на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения - до конца 2026 года доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным, требованиям, превысит 50%. Продолжится реализация масштабного инвестиционного проекта по строительству Малого транспортного кольца в г. Вологде (строительство мостового перехода "Некрасовский мост", Белозерского шоссе);
сохранена государственная поддержка обеспечения транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, авиационным и внутренним водным транспортом. В муниципальных образованиях области будет осуществлено обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
3.3.4. В сфере лесного хозяйства бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
эффективное исполнение переданных области полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений;
восстановление вырубленных, погибших и поврежденных лесов;
обеспечение жителей области деловой древесиной для строительства жилых домов и дровами для отопления;
снижение объемов незаконных рубок леса.
В целях решения данных задач будут продолжены мероприятия, направленные на развитие рационального лесопользования и воспроизводства лесов, создание эффективной системы профилактики, обнаружения незаконных рубок, тушения лесных пожаров, лесовосстановление, повышение продуктивности и качества лесов, проведение работ по лесоустройству, повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора.
3.3.5. В сфере земельно-имущественного комплекса бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
обеспечение эффективного развития земельно-имущественных отношений на территории области;
обеспечение достоверной актуализации государственной кадастровой оценки земель и объектов недвижимости на территории области.
В 2024 - 2026 годах бюджетные ассигнования будут направлены на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий:
организация проведения кадастровых и комплексных кадастровых работ;
проведение плановой приватизации имущества, находящегося в собственности области;
реализация регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в части организации и предоставления денежной выплаты взамен предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей;
организация кадастровой оценки в отношении объектов недвижимости;
обеспечение сохранности и содержания недвижимого имущества казны области.

3.4. В области жилищно-коммунального хозяйства

В сфере жилищно-коммунального хозяйства для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
увеличение доли городов с благоприятной городской средой;
использование механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
обеспечение населения области качественной питьевой водой;
обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности в энергетике;
развитие газификации на территории области;
комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
В 2024 - 2026 годах бюджетные ассигнования в области жилищно-коммунального хозяйства будут направлены на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: благоустройство дворовых, общественных территорий, мест массового отдыха (городских парков), переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, строительство, реконструкция и капитальный ремонт систем водоснабжения и водоотведения, строительство и реконструкция объектов газоснабжения, подготовка объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период.

3.5. В области охраны окружающей среды

Бюджетная политика в области охраны окружающей среды будет направлена на решение следующих основных задач:
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и предупреждение воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду на территории области;
создание оптимальных условий для сохранения видового разнообразия объектов животного мира;
рациональное использование природных ресурсов на территории области;
сокращение объема размещаемых отходов всех видов, образованных на территории области.
В целях решения данных задач в трехлетнем периоде будут предусмотрены расходы на развитие комплексного мониторинга окружающей среды и государственного экологического надзора, сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий областного значения, на проведение инженерных мероприятий, формирование основ экологической культуры населения области и обеспечение оперативного информирования и просвещения населения по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования.

3.6. В области капитального строительства

В области обеспечения населения Вологодской области доступным жильем и создания благоприятных условий проживания будут решены следующие задачи:
обеспечение надлежащего исполнения исполнительными органами области возложенных полномочий;
обеспечение надлежащего исполнения подведомственными исполнительным органам области учреждениями возложенных полномочий, государственных заданий, некоммерческими организациями - условий предоставления субсидий в виде имущественного взноса;
создание условий для увеличения объемов ввода жилья;
повышение энергетической эффективности и внедрение энергосберегающих технологий в жилищной сфере;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
создание условий для выполнения обязательств застройщиков перед гражданами - участниками долевого строительства проблемных объектов;
содействие созданию облика города Вологды как административного центра Вологодской области;
обеспечение территорий Вологодской области документами территориального планирования, градостроительного зонирования и документацией по планировке территорий;
создание условий для формирования рынка доступного жилья.

3.7. В области национальной безопасности
и правоохранительной деятельности

Бюджетная политика в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности направлена на:
обеспечение пожарной безопасности;
обеспечение защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
повышение результативности профилактики правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних и лиц, ранее совершавших преступления;
создание системы эффективных мер и условий, обеспечивающих сокращение уровня потребления психоактивных веществ населением области;
создание условий для осуществления деятельности по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

3.8. В области государственного управления

Бюджетная политика в области государственного управления будет направлена на решение следующих основных задач:
совершенствование организации государственной службы;
оптимизация деятельности органов государственной власти области;
реализация механизмов противодействия коррупции;
повышение эффективности и прозрачности деятельности исполнительных органов области;
повышение уровня финансового управления в исполнительных органах области путем повышения ответственности исполнительных органов области за выполнение возложенных на них функций;
повышение эффективности использования кадровых резервов исполнительных органов области, областного кадрового резерва;
внедрение современных и совершенствование эффективных технологий на государственной службе.

3.9. В области межбюджетных отношений

3.9.1. Межбюджетные отношения в 2024 - 2026 годах будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона области от 6 декабря 2013 года в„– 3222-ОЗ "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области", бюджетного законодательства, принятого в рамках преобразования муниципальных образований области в муниципальные округа.
Приоритетными задачами в сфере межбюджетных отношений являются:
содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов в целях исключения рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств;
реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы местных бюджетов;
сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;
продолжение политики замены дотаций (части дотаций) на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований области дифференцированными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;
обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований области в рамках преобразования муниципальных образований области в муниципальные округа;
распределение максимального количества межбюджетных трансфертов при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;
реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления области требований бюджетного законодательства;
вовлечение граждан в процесс принятия решений о распределении муниципальных финансов;
реализация мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;
недопущение роста просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов;
сокращение муниципального долга.
3.9.2. При формировании бюджетной политики региона в части межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области на 2024 - 2026 годы будет продолжена практика установления дифференцированных нормативов отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов области.
3.9.3. В части выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований области формирование межбюджетных отношений на 2024 - 2026 годы будет осуществляться с учетом изменений бюджетного законодательства в рамках преобразования муниципальных образований области в муниципальные округа.
В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и повышения качества государственных (муниципальных) услуг, оказываемых потребителям, будет действовать формализованный порядок определения ежегодно утверждаемого законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период критерия выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований области, исходя из необходимости достижения которого будет сформирован объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.
Государственные полномочия по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений, входящих в состав муниципальных районов, по расчету и установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющих полностью и (или) частично дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений, будут осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов области в соответствии с законом области от 6 декабря 2013 года в„– 3223-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений за счет средств областного бюджета" с выделением им субвенций из областного бюджета на реализацию указанных полномочий.
В целях стимулирования роста доходного потенциала муниципальных образований области, повышения самодостаточности и финансовой самостоятельности местных бюджетов в настоящее время установлен единый норматив отчислений от упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов в размере 50%, в бюджеты муниципальных округов - 50%, в бюджеты городских округов - 20%. С 2018 года городским округам установлен единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 5%.
Будет продолжена практика корректировки дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов с учетом достижения показателей, характеризующих качество управления муниципальными финансами.
3.9.4. В части софинансирования расходных обязательств местных бюджетов:
выделение субсидий из областного бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов, реализуемых на федеральном уровне, будет осуществляться в рамках государственных программ области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
приоритетными расходными обязательствами муниципальных образований области, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий, являются расходные обязательства местных бюджетов, софинансирование которых осуществляется за счет средств, поступающих из федерального бюджета.
3.9.5. В части финансового обеспечения осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления области:
финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления области, будет осуществляться за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Ключевой задачей в сфере предоставления субвенций является обеспечение достаточности средств областного бюджета, направляемых на исполнение переданных полномочий;
в целях повышения качества управления региональными финансами будет продолжено предоставление единой субвенции, что будет способствовать усилению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления по распоряжению средствами, поступающими из областного бюджета на финансовое обеспечение переданных полномочий, а также повышению эффективности использования таких средств.
3.9.6. Формирование и исполнение местных бюджетов будет осуществляться на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития территорий.
По итогам 2022 года доля расходов бюджетов муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов области, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов местных бюджетов составила 98,5% с ростом к уровню 2021 года на 1,9 процентных пункта.
В дальнейшем будет оказываться необходимое методическое содействие в вопросах увеличения доли расходов, сформированных программно-целевым методом планирования, в общем объеме расходов местных бюджетов.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и имеющихся рисков несбалансированности бюджетов межбюджетные отношения будут направлены на усиление ответственности органов местного самоуправления области за проводимую бюджетную политику в части:
соблюдения муниципальными образованиями области условий заключенных соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (городских, муниципальных округов) области, соглашений о выполнении показателей, характеризующих уровень управления муниципальными финансами муниципальных районов (городских, муниципальных округов);
проведения взвешенной долговой и бюджетной политики;
безусловного исполнения принятых расходных обязательств, в первую очередь расходных обязательств, связанных с обеспечением оплаты труда и решением вопросов в социальной сфере области.
При возникновении рисков необеспечения принятых расходных обязательств местных бюджетов будут рассматриваться вопросы предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета в целях покрытия временных кассовых разрывов.
Для анализа результатов проводимой работы будет осуществляться ежемесячный мониторинг исполнения бюджетов муниципальных образований области, обеспечения их сбалансированности, своевременности осуществления расчетов, погашения кредиторской задолженности, а также ежегодная оценка качества управления муниципальными финансами.





Утверждены
Постановлением
Правительства области
от 23 октября 2023 г. в„– 1207
(приложение 2)

I. Итоги реализации долговой политики в 2015 - 2023 годах

За период 2015 - 2022 годов государственный долг сокращен на 18,1 млрд. рублей.
За период 2015 - 2019 годов в сфере государственного долга Правительством области успешно решены следующие задачи:
сокращение государственного долга до экономически безопасного уровня - не более 50% в общем объеме собственных доходов областного бюджета;
полное погашение долговых обязательств перед кредитными организациями.
По итогам исполнения регионального бюджета 2022 года государственный долг области увеличен на 1907,8 млн. рублей и составил 16,7 млрд. рублей, или 16,3% от фактического поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
Увеличение государственного долга области в 2022 году обусловлено привлечением бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 1919,9 млн. рублей сроком действия до 2037 года стоимостью 3% годовых.
В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2022 года в„– 128-ФЗ "О внесении изменений статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" подлежащие погашению в 2022 году обязательства области перед федеральным бюджетом по реструктуризированным бюджетным кредитам в сумме 835,5 млн. рублей перенесены на 2029 год.
За 2022 год принципалом выполнены обязательства в объеме 12,1 млн. рублей по кредитному договору, обеспеченному государственной гарантией области.
По состоянию на 1 января 2023 года в структуре государственного долга коммерческие заимствования отсутствуют, задолженность по бюджетным кредитам из федерального бюджета составила 99,7%, или 16,7 млрд. рублей, действующей являлась одна государственная гарантия области с объемом обязательств 53,9 млн. рублей, или 0,3%.
Кредитные обязательства, обеспеченные государственной гарантией области, погашены принципалом в январе 2023 года.
В 2023 году с Министерством финансов Российской Федерации заключены соглашения (дополнительные Соглашения) о предоставлении бюджету Вологодской области из федерального бюджета:
бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, в соответствии с которым региону предоставлен стоимостью 3% годовых бюджетный кредит в объеме 2329,89 млн. рублей сроком действия до 2038 года;
бюджетного кредита в объеме 2748 млн. рублей в целях опережающего финансирования в рамках национальных проектов объектов, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты;
специального казначейского кредита в объеме 500,0 млн. рублей на финансовое обеспечение приобретения подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
Решением президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (протокол от 25 августа 2023 года в„– 29пр) одобрена заявка Вологодской области на привлечение в 2023 году бюджетного кредита из федерального бюджета в размере 312,9 млн. руб. на проектирование и строительство котельных на твердом биотопливе в Харовском муниципальном округе.
Возврат специальных казначейских кредитов будет осуществляться в 2025 - 2038 годах ежегодно равными долями с взиманием платы за пользование бюджетным кредитом по ставке 3% годовых.
По состоянию на 1 января 2024 года государственный долг области составит 21,7 млрд. рублей и будет полностью состоять из бюджетных кредитов из федерального бюджета.

II. Основные факторы, определяющие характер
и направления долговой политики области

Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики области в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов, являются:
необходимость выполнения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного замещения долговых обязательств области, с учетом дополнительных соглашений по реструктуризации долговых обязательств области, инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов и кредитов на опережающее финансирование национальных проектов;
необходимость в финансировании крупных инвестиционных проектов;
необходимость финансового обеспечения расходных обязательств области, принимаемых с учетом реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года";
необходимость увеличения расходов областного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и отдельным категориям граждан;
привлечение областью в 2024 - 2025 годах из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных объектов;
необходимость сохранения позиции в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии с системой оценки Министерства финансов Российской Федерации.

III. Цели и задачи долговой политики области

По итогам исполнения областного бюджета в 2024 - 2026 годах условия соглашений по бюджетным кредитам, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации, должны быть выполнены в полном объеме.
Долговая политика Вологодской области - управление государственным долгом области в целях сохранения объема государственного долга области на экономически безопасном уровне, соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основные цели долговой политики Вологодской области - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание размера и структуры государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.
Задачи долговой политики области:
обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости областного бюджета;
сохранение объема государственного долга области на экономически безопасном уровне;
обеспечение исполнения долговых обязательств области в полном объеме и в установленные сроки;
осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Вологодской области;
обеспечение раскрытия информации о государственном долге области;
осуществление контроля за показателями долговой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области (предельными значениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации);
обеспечение высокого уровня долговой устойчивости областного бюджета.

IV. Инструменты реализации долговой политики области

Инструментами реализации долговой политики области являются:
1) мониторинг финансовых рынков в целях определения стоимости кредитных ресурсов и депозитных средств (контроль за состоянием финансовой сферы в целях увеличения поступлений доходов в областной бюджет от размещения временно свободных средств на банковских депозитах, мониторинг возможности привлечения прямых дешевых государственных заимствований);
2) поддержание текущей ликвидности областного бюджета через использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета;
3) привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета стоимостью не более 3% годовых и сроком погашения до 15 лет при реализации инвестиционных проектов;
4) обеспечение высокого уровня долговой устойчивости областного бюджета:
отношение государственного долга области (без учета бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств области в рамках реализации региональных проектов) к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений - на 1 января 2025 года не более 14,4%, со снижением к началу 2027 года до 8,9%;
доля расходов на обслуживание государственного долга области в общем объеме расходов областного бюджета - не выше 0,5%;
непревышение средневзвешенной процентной ставки по действующим рыночным заимствованиям (кредитам кредитных организаций, государственным ценным бумагам области) над ключевой ставкой Банка России, увеличенной на 1%;
5) сохранение ограничения для муниципальных образований области, получающих бюджетные кредиты из областного бюджета, по привлечению в местный бюджет кредитов кредитных организаций исключительно по ставке на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Банком России, увеличенный на 1% годовых.

V. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих
в процессе управления государственным долгом области

К основным рискам, возникающим в процессе управления государственным долгом области и влияющим на эффективность долговой политики в среднесрочном периоде, относятся:
неподтверждение позитивной динамики развития экономики в Российской Федерации;
риск недостижения планируемых объемов поступления доходов областного бюджета;
риск наращивания расходов;
риск ликвидности - отсутствие на едином счете областного бюджета необходимого объема средств для исполнения расходных и долговых обязательств области в полном объеме в установленный срок;
процентный риск - рост стоимости рыночных заимствований (в случае привлечение заемного финансирования значительный рост расходов на обслуживание государственного долга);
риск роста государственного долга области.
Основной мерой, принимаемой для управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, является принятие экономически обоснованных решений по привлечению заимствований для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственных долговых обязательств.

VI. Ожидаемые итоги реализации
долговой политики области в 2024 - 2026 годах

Результатом реализации долговой политики в 2024 - 2026 годах должны стать выполнение в полном объеме условий соглашений о реструктуризации действующих обязательств по предоставленным бюджетным кредитам, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.
Ежегодно по состоянию на 1 января 2025 года, на 1 января 2026 года и на 1 января 2027 года планируется достижение следующих показателей долговой устойчивости:
объем государственного долга области не более 20% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, 2025 год и 2026 год соответственно;
доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций не более 19,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, 2025 год и 2026 год соответственно.
Также результатом реализации долговой политики в среднесрочной перспективе будет достижение ключевого показателя по отношению государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, согласно Плану мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области от 26 декабря 2016 года в„– 1228.
Кроме того, реализация долговой политики направлена на обеспечение доступности информации о государственном долге области.


------------------------------------------------------------------