Типы документов



Постановление Администрации Великоустюгского муниципального округа от 13.09.2023 N 2524 "О правилах организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях местного значения"



АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2023 г. в„– 2524

О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТУРИЗМА, В ТОМ ЧИСЛЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В соответствии со статьей 5.2 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", руководствуясь статьями 33 и 38 Устава Великоустюгского муниципального округа Вологодской области, постановляю:
1. Утвердить:
1.1. Правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях местного значения (приложение 1).
1.2. Порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий местного значения при организации на их территориях туризма (приложение 2).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Глава Великоустюгского
муниципального округа
А.В.КУЗЬМИН





Утверждены
Постановлением
Администрации Великоустюгского
муниципального округа
от 13 сентября 2023 г. в„– 2524
(приложение в„– 1)

ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТУРИЗМА,
В ТОМ ЧИСЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА НА ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
(ДАЛЕЕ - ПРАВИЛА)

1. Общие положения

1.1. Настоящие правила устанавливают требования к организации и осуществлению временных выездов (путешествий) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства на особо охраняемые природные территории местного значения (далее - ООПТ) в целях посещения уникальных природных комплексов и объектов и иных, предусмотренных Федеральным законом от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" целях.
1.2. Организация туризма на ООПТ осуществляется администрацией Великоустюгского муниципального округа (далее - администрации округа).
1.3. Под организацией туризма на ООПТ в настоящих правилах понимается комплекс мер, принимаемых организаторами туризма, направленных на обеспечение реализации туристского продукта в границах ООПТ с учетом установленного режима особой охраны такой территории и установленных настоящими правилами мер обеспечения безопасности такого туризма.
1.4. В настоящих правилах понятия "турист", "туроператор", "турагент", "туристский продукт", "туристский ресурс", "заказчик туристского продукта", "формирование туристского продукта", "продвижение туристского продукта" и "реализация туристского продукта" применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 24.11.1996 в„– 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
1.5. Для целей настоящих правил используются следующие основные понятия:
экологический тур (экотур) - комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, а также экскурсионные услуги, связанные с посещением туристами ООПТ;
а) экотуристский маршрут - путь следования туристов, включающий посещение различных природных ландшафтов и объектов в границах ООПТ;
б) экологическая тропа (экотропа) - специально оборудованный объект туристской инфраструктуры, проходящий через различные экологические системы и разные природные объекты, архитектурные, геологические, исторические и иные памятники в границах ООПТ, создаваемый для обеспечения передвижения туристов по экотуристкому маршруту через установленные знаки туристской навигации;
в) объекты туристской инфраструктуры - совокупность объектов капитального, некапитального строительства, некапитальных строений, сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов, элементов благоустройства, а также сопутствующей инфраструктуры, предназначенных для размещения и обслуживания туристов на ООПТ.

2. Организация туризма на особо охраняемых
природных территориях местного значения

2.1. Организация и осуществление туризма на ООПТ осуществляются на основе следующих критериев, особенностей:
а) сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия;
б) минимизация негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении туризма;
в) соблюдение установленной предельно допустимой рекреационной емкости ООПТ при осуществлении туризма (максимального количества посетителей, которые могут посетить в качестве туриста ООПТ либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем), режима ее особой охраны;
г) осуществление туризма на специально оборудованных для этого местах и маршрутах;
д) сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2.2. В целях обеспечения соблюдения установленных Федеральным законом в„– 33-ФЗ и настоящими правилами критериев и особенностей организации и осуществления туризма на ООПТ, для каждой ООПТ устанавливаются правила посещения особо охраняемой природной территории местного значения (далее - правила посещения).
2.3. Правила посещения представляют собой совокупность требований к нахождению на ООПТ, предъявляемых к посетителям такой территории, исходя из установленного режима ее особой охраны.
2.4. В правилах посещения указываются:
а) запреты и ограничения для туристов при посещении ООПТ, в том числе запреты на нахождение туристов вне специально отведенных для этого мест;
б) сведения об общем режиме функционирования территории (время начала и окончания работы органов, осуществляющих управление ООПТ, их контактная информация, места входа на территорию и выхода из нее, актуальные номера телефонов и адреса экстренных служб и иная необходимая для посетителей информация о режиме функционирования территории);
в) порядок использования личной техники туристов при посещении территории;
г) правила утилизации отходов на территории;
д) предъявляемые требования по обеспечению пожарной безопасности на территории;
е) правила надлежащего поведения туристов, их внешнего вида и состояния (запрет на нахождение в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения и тому подобное);
ж) установленные ограничения хозяйственной и иной деятельности граждан на территории;
з) иные вопросы, связанные с информированием посетителей ООПТ об установленном режиме ее особой охраны.
Правила посещения разрабатываются и утверждаются администрацией округа.
2.5. В целях создания централизованной базы данных об экотропах, об экологических турах и объектах туристской инфраструктуры, используемых для организации и осуществления туризма на ООПТ, их систематизации и учета, ведутся реестры туристских ресурсов на ООПТ.
Ведение туристских ресурсов на ООПТ осуществляется администрацией округа.
2.6. В реестр туристских ресурсов на ООПТ включается следующая информация:
а) об объектах туристского (экскурсионного) показа (природные, исторические, архитектурные и иные объекты, представляющие экологическую, историческую и эстетическую ценность);
б) об экотропах;
в) об экотурах.
Сведения в отношении объектов, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, предоставляются в администрацию округа гражданами и юридическими лицами - правообладателями объектов туристской инфраструктуры.
Состав сведений и форма предоставления информации, необходимой для включения в реестры туристских ресурсов на ООПТ, утверждаются администрацией округа, с учетом положений пункта 2.7 настоящих правил.
2.7. Экологические тропы и экологические туры в границах ООПТ должны формироваться с учетом:
а) установленной предельно допустимой рекреационной емкости территории;
б) сочетания разных целевых установок (интересов) на маршруте;
в) различной продолжительности, протяженности и степени сложности маршрутов;
г) обеспечения использования маршрутов в разные сезоны года;
д) наличия уникальных объектов показа;
е) наличия информационного обеспечения маршрутов.
2.8 Реализация туристского продукта в отношении объектов, не включенных в реестры туристских ресурсов на ООПТ, не допускается.
2.9. Объекты, включенные в реестры туристских ресурсов на ООПТ, в приоритетном порядке включаются в муниципальные программы социально-экономического развития муниципального образования.
2.10. Информация, содержащаяся в реестрах туристских ресурсов на ООПТ, предоставленная для размещения в открытом доступе, является открытой и доступной для ознакомления с ней заинтересованных лиц и подлежит обязательному размещению на официальном сайте Великоустюгского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2006 в„– 152-ФЗ "О персональных данных".

3. Осуществление туризма на особо охраняемых природных
территориях федерального значения

3.1. Услуги по осуществлению туризма на ООПТ оказывают:
а) лица, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 в„– 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
б) органы местного самоуправления - в отношении ООПТ, находящихся в их ведении.
3.2. Привлечение экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков к реализации туристского продукта на ООПТ лицами, указанными в пункте 3.1 настоящих правил, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о туристской деятельности.
3.3. Основными видами услуг, оказываемых в рамках осуществления туризма на ООПТ, являются:
а) организация и проведение экскурсий;
б) посещение туристами музеев природы, визит центров и живых уголков;
в) предоставление обустроенных и контролируемых экологических маршрутов, экологических троп, смотровых площадок, бивачных полян;
г) услуги аттестованных экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;
д) услуги по организации проживания туристов (в средствах размещения различных видов);
е) организация стоянок палаточных лагерей, организация стоянок и ночевок в палатках, проживания туристов на туристских базах, горных приютах, в гостевых домах и других аналогичных средствах размещения;
ж) проведение кино-, видео- и фотосъемки при посещении и изучении объектов природно-заповедного фонда, природного и культурного наследия;
з) санитарная очистка и благоустройство мест отдыха и размещения туристов;
и) производство и реализация продуктов питания, организация объектов общественного питания для туристов, приготовление пищи;
к) продажа экологически чистых местных продуктов питания;
л) услуги по перевозке туристов транспортом различных видов, оборудованном для перевозки людей;
м) производство и реализация туристам изделий народного промысла, сувенирной продукции;
н) информационные, образовательные и консультационные услуги по экологическому просвещению;
о) проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, фестивалей, игровых конкурсов, выставок);
п) прокат туристского снаряжения, спортивного инвентаря;
р) организация досуговых мероприятий;
с) организация сбора разрешенных грибов, ягод, лекарственных растений.
3.4. Организация бивуаков, туалетов, костров, мест приготовления пищи должна осуществляться в отведенных и обозначенных местах с соблюдением требований санитарной и пожарной безопасности.
3.5. Туристский транспорт, используемых при реализации экологических туров должен преимущественно отвечать требованиям экологичности (приоритет отдается использованию велосипедов, безмоторных лодок, парапланов и других экологичных видов транспорта).

4. Обеспечение безопасности туризма на особо
охраняемых природных территориях регионального
и местного значения

4.1. Экологические тропы и экологические туры должны проходить преимущественно по экологически благоприятным природным и культурным ландшафтам.
4.2. На экологических тропах необходимо предусматривать возможность оказания первой помощи, медицинской помощи либо организации своевременной эвакуации с целью оказания медицинской помощи, наличие доступной связи со спасательными службами и готовности спасательных служб провести своевременную эвакуацию со всех участков экологической тропы, пути возможной эвакуации.
4.3. В качестве дополнительной меры обеспечения безопасности разработка альтернативных маршрутов, посещение которых можно регулировать, сокращая чрезмерную нагрузку на особо популярных направлениях, временно закрывая их и предлагая туристам другие маршруты по выбору.
4.4. Начало экологической тропы необходимо преимущественно располагать недалеко от входного (въездного) центра ООПТ или таким образом, чтобы к нему вели обустроенные подъездные пути.
4.5. Экологическая тропа должна иметь маркировку по уровню сложности, протяженности и опасности.
Порядок классификации троп на ООПТ устанавливается администрацией округа.
4.6. Туристы, а также лица, указанные в подпункте "а" пункта 3.1 настоящих правил, обязаны проинформировать территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление ООПТ, о маршрутах своего передвижения и количественном составе участников такого передвижения.





Утвержден
Постановлением
Администрации Великоустюгского
муниципального округа
от 13 сентября 2023 г. в„– 2524
(приложение в„– 2)

ПОРЯДОК
РАСЧЕТА ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЕМКОСТИ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ИХ ТЕРРИТОРИЯХ ТУРИЗМА (ДАЛЕЕ - ПОРЯДОК)

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок устанавливает особенности и алгоритм расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий местного значения (далее - ООПТ) в рамках организации на их территориях туризма.
1.2. Предельно допустимая рекреационная емкость - максимальное количество посетителей, которые могут посетить в качестве туриста ООПТ либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем.
1.3. Предельно допустимая рекреационная емкость ООПТ рассчитывается и утверждается администрацией Великоустюгского муниципального округа (далее - администрация округа).
1.4. Процесс определения предельно допустимой рекреационной емкости ООПТ включает в себя следующие этапы:
а) анализ условий и факторов развития туристской/рекреационной деятельности;
б) предварительное зонирование территории для целей туризма и рекреации;
в) оценка текущего рекреационного использования и основных параметров рекреационной емкости территории;
г) разработка системы индикаторов и стандартов состояния условий туристской/рекреационной деятельности;
д) уточнение зонирования для целей туризма и рекреации, а также определение оптимальных режимов использования зон ООПТ;
е) расчет количественных значений предельно допустимой рекреационной емкости территории;
ж) рекреационный мониторинг и корректировка значений предельно допустимой рекреационной емкости.
1.5. На этапах планирования и проектирования развития туристской/рекреационной деятельности на ООПТ в целях определения предельно допустимой рекреационной емкости выполняются все этапы, предусмотренные пунктом 1.4 настоящего порядка.
На этапе реализации туристской/рекреационной деятельности при определении допустимой рекреационной емкости уже функционирующих объектов выполняются действия, предусмотренные подпунктами "а", "б", "в" пункта 1.4 настоящего порядка.
При необходимости корректировки (пересчета) установленных значений предельно допустимой рекреационной емкости выполняются действия, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 1.4 настоящего порядка.

2. Анализ условий и факторов развития
туристской/рекреационной деятельности

2.1. На первом этапе определяются имеющиеся ресурсы и приоритеты, оцениваются лимитирующие факторы развития туристской/рекреационной деятельности, которые будут ограничивать возможность рекреационного освоения и увеличения предельно допустимой рекреационной емкости территории.
2.2. Комплекс мероприятий, выполняемых на данном этапе, включает в себя следующие работы:
а) определение правовых возможностей рекреационного освоения территории;
б) выявление потенциальных объектов показа;
в) выявление участков особой природоохранной и научной ценности;
г) выявление социокультурных лимитирующих факторов;
д) предварительный анализ экологического состояния территории, существующей инфраструктуры и структуры рекреационного использования территории;
е) анализ угроз сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, отдельных экосистем и объектов животного и растительного мира.

3. Предварительное зонирование территории
для целей туризма и рекреации

3.1. На втором этапе дается оценка существующей туристской/рекреационной деятельности, осуществляется планирование развития туристской/рекреационной деятельности в целом и для каждой из выделенных зон рекреационного развития с учетом имеющихся ресурсов, потенциальных возможностей, приоритетов, природоохранных и социокультурных ограничений, определенных на первом этапе.

4. Оценка текущего рекреационного использования и основных
параметров рекреационной емкости территории

4.1. На третьем этапе осуществляется детальное изучение состояния природных комплексов и объектов (натурные исследования), условий осуществления туристской/рекреационной деятельности на ООПТ в процессе полевых исследований (ландшафтно-рекреационных, зоологических, социологических).
4.2. Для расчета предельно допустимой рекреационной нагрузки определяются следующие количественные параметры:
а) показатели единовременной рекреационной нагрузки (человек/групп): фактические, средние, экстремальные (максимальные, минимальные) за определенный период времени;
б) суммарные, средние, экстремальные значения количества посетителей в единицу времени без учета продолжительности их пребывания на объекте (в случае многодневного пребывания) (человек (групп)/час (сутки, месяц, сезон, год);
в) суммарные, средние, экстремальные значения количества уникальных посетителей в единицу времени без учета продолжительности их пребывания на объекте (в случае многодневного пребывания) (человек (групп)/час (сутки, месяц, сезон, год);
г) суммарные, средние, экстремальные значения количества посетителей в единицу времени с учетом продолжительности их пребывания на объекте (в случае многодневного пребывания) (человек (групп) - часов (дней, сутки, месяц, сезон, год);
д) фактические, средние, экстремальные значения продолжительности пребывания на объекте (часов/дней);
е) фактические, средние, экстремальные значения размера группы (человек);
ж) средние и экстремальные значения скорости передвижения по маршруту (км/час), продолжительность остановок (часов).
Предельно допустимая рекреационная нагрузка может определяться для отрезка туристского маршрута или площадного туристского/рекреационного объекта, обладающего однородными физико-географическими условиями (стоянка, смотровая площадка и тому подобное), для единицы площади природного комплекса, а также для единицы площади природного комплекса, если при осуществлении туристской/рекреационной деятельности перемещение посетителей имеет площадной характер.
4.3. Для определения количества посетителей используется метод прямого учета.
4.4. Для определения параметров единовременной рекреационной нагрузки, а также распределения посетителей по отдельным объектам показа или природным комплексам применяются натурные учеты рекреационной нагрузки, которые осуществляются с использованием моментного и хронометражного методов натурного измерения рекреационной нагрузки.
4.5. Для экстраполяции результатов натурных учетов для каждого туристского объекта определяются значения параметров для различных условий:
а) в разные дни недели (будние дни: понедельник - четверг; пятница; выходные и праздничные дни);
б) в различные сезоны (с учетом периодов ограничений посещения);
в) в дни с различной погодой (комфортные и дискомфортные дни для каждого сезона).
Для результатов натурных учетов, полученных моментным методом, ряд наблюдений по каждому классу включает наблюдения в разное время суток (утро, день, вечер, ночь).
4.6. Суммарная рекреационная нагрузка за определенный период времени (I; чел./месяц, сезон, год) определяется по формуле (1):



где:
Id 1_n - средняя суточная (хронометражный метод) или средняя единовременная за сутки (моментный метод) рекреационная нагрузка на объект в определенном классе наблюдений, человек/сутки;
f 1_n - средние многолетние количества дней данного класса (рабочие и нерабочие дни, дни с комфортной и дискомфортной погодой) в расчетном периоде, дней.
4.7. Качественные параметры рекреационной нагрузки включают в себя следующие показатели:
а) виды туристской/рекреационной деятельности;
б) использование транспортных средств и специального оборудования;
в) характеристики посетителя (целевые установки, социально-демографические характеристики, уровень образования, связь с деятельностью по охране или изучению природы);
г) распределение рекреационной нагрузки в пространстве.
4.8. При определении экологической рекреационной емкости учитываются следующие параметры:
а) изменение состояния природных комплексов и объектов в результате рекреационного воздействия;
б) рекреационная устойчивость природных комплексов;
в) основные лимитирующие факторы развития туристской/рекреационной деятельности с точки зрения обеспечения сохранности природных комплексов и объектов, снижения негативного воздействия на окружающую среду;
г) имеющиеся риски и проблемы в сфере охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия.
4.9. При выполнении работ по определению экологической рекреационной емкости оценивается состояние природных комплексов и объектов при воздействии следующих факторов:
а) механическое воздействие, вытаптывание, приводящие к рекреационной дигрессии природных комплексов, сокращению площади ненарушенных экосистем и их фрагментации вследствие развития дорожно-тропиночной сети и строительства туристской инфраструктуры;
б) воздействие фактора беспокойства (от человека и технических средств) на животных, приводящее к изменению их поведения и территориальному перераспределению, снижению успеха кормления и размножения, изменению привычек и образа жизни;
в) загрязнение воды, воздуха, почв;
г) эстетическое загрязнение ландшафта вследствие появления чужеродных для природной среды объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры;
д) загрязнение туристских объектов бытовыми отходами, замусоривание;
е) шумовое загрязнение территории;
ж) световое загрязнение, обусловленное функционированием объектов инфраструктуры и снижающее качество ресурсных характеристик объектов.
4.10. При выполнении полевых работ по определению экологической рекреационной емкости оценивается:
а) состояние растительного и почвенного покровов;
б) состояние ландшафта (степень его фрагментации, естественность);
в) качество воды, воздуха и почв;
г) изменения в поведении (в том числе пищевом) и в территориальном перераспределении животных, частота конфликтных ситуаций между человеком и дикими животными;
д) погодные и климатические условия (продолжительность периода со снеговым покровом, периода снеготаяния, дождей и прочего).
4.11. Для определения количественных значений предельно допустимой рекреационной емкости оцениваются условия и факторы, лимитирующие осуществление туристскую/рекреационную деятельность:
а) погодные условия, при которых снижается рекреационная устойчивость природных комплексов к рекреационным нагрузкам;
б) периоды повышенной уязвимости животных к фактору беспокойства;
в) периоды, когда отдельные участки, находящиеся в зоне рекреационного воздействия, играют ключевую роль для сохранения животных;
г) вновь выявленные местообитания редких видов животных.
4.12. Показателями социальной емкости туристских/рекреационных объектов являются предпочтения и ожидания посетителей, их поведение, характер социальных контактов и их конфликтность.
На основе анализа указанных показателей в совокупности с экологическими параметрами определяются оптимальные режимы использования природных комплексов и объектов, осуществляется их инфраструктурное обустройство.
Основным методом сбора сведений о показателях социальной емкости туристских/рекреационных объектов является проведение анкетирования посетителей и последующее сопоставление его результатов с данными о фактической рекреационной нагрузке.
4.13. Для ООПТ в границах, которых расположены населенные пункты, определяются параметры социокультурной и социально-экономической рекреационной емкости.
При этом учитываются:
а) влияние туристской/рекреационной деятельности на местную социокультурную среду, ее аутентичность, уклад жизни и традиции местных жителей;
б) социокультурные условия туристской деятельности (показатели гостеприимства (толерантности) местного населения, состояние материальных и нематериальных объектов культурного наследия, наличие ресурсов для организации туризма).
Определение показателей социокультурной и социально-экономической рекреационной емкости осуществляется с использованием метода социологических опросов целевых групп и анкетирования населения, с привлечением статистических и иных официальных данных.
4.14. К показателям управленческой емкости ООПТ относятся:
а) физическая емкость (площадь территории);
б) человеческие ресурсы;
в) перечень предоставляемых услуг;
г) вместимость, достаточность и качество инфраструктурных объектов (максимальная и комфортная), транспорта, специализированного оборудования и снаряжения, их соответствие потребностям целевых групп населения и выделенным управленческим приоритетам.
Показатели управленческой емкости ООПТ определяются путем натурных наблюдений, опросов сотрудников.

5. Разработка системы индикаторов и стандартов состояния
условий осуществления рекреационной деятельности

5.1. Для определения текущего состояния и изменения природных комплексов и их отдельных компонентов, качества впечатлений посетителей (социальных условий), социокультурной среды, достижения цели туристской/рекреационной деятельности и соответствия ее текущего развития целям и задачам ООПТ, определяются параметры, являющиеся информативными показателями (индикаторами) изменения состояния ресурсов и условий в процессе их использования в туристской/рекреационной деятельности.
5.2. Основными требованиями к индикаторам являются:
а) измеряемость;
б) прямое отношение к изменениям условий (природных, социальных, социокультурных, социально-экономических), вызываемых туристской/рекреационной деятельностью;
в) чувствительность к небольшим изменениям;
г) зависимость от управленческих действий.
5.3. Индикаторы, характеризующие один параметр, объединяются в группы индикаторов - индикаты (состояние троп, состояние стоянок, состояние популяции определенного вида животных, качество воды, качество воздуха, удовлетворенность посетителей, уединенность на тропах и стоянках и другое).
5.4. Стандарты (предельно допустимые уровни изменения) состояния ресурсов и условий туристской/рекреационной деятельности - это значения индикаторов, при которых гарантируется сохранность природной среды (исключается ее необратимая деградация) и состояние социальных, социокультурных или управленческих условий, соответствующее приоритетам и целям осуществления туристской/рекреационной деятельности в определенной зоне ООПТ.
5.5. Стандарты экологических условий (состояние природных комплексов) устанавливаются экспертным путем, на основе результатов детальных физико-географических, зоологических, ботанических исследований трансформации компонентов экосистем под воздействием рекреационных нагрузок, представлений о прохождении природных комплексов через стадии рекреационной дигрессии, на основе предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативными правовыми актами, анализа результатов исследований для аналогичных физико-географических условий.
5.6. Стандарты не могут быть ниже уровня изменения природного объекта, приводящего к его необратимой деградации, или состояния социальных или социокультурных условий, приводящих к неприемлемому ухудшению впечатлений посетителей, или необратимому воздействию на местную социокультурную среду.
5.7. Для базовых индикаторов "фоновых" условий, являющихся исходными данными для описания текущих условий (социально-демографические характеристики посетителей, параметры исходных социально-экономических и социокультурных условий) установление стандартов не производится.

6. Уточнение зонирования для целей туризма и рекреации
и определение оптимальных режимов использования зон ООПТ

6.1. На основе материалов детального исследования факторов рекреационной емкости территории, указанных в разделе 4 настоящего порядка и разработанной системы показателей ожидаемых условий на маршрутах и участках ООПТ для осуществления различных видов туристской/рекреационной деятельности (стандарты качества), указанных в разделе 5 настоящего порядка, оценивается соответствие текущих условий заявленным стандартам качества.
6.2. На основании результатов анализа текущих условий осуществления туристской/рекреационной деятельности и выявленных конфликтов экологического, социального и социокультурного характера пересматривается зонирование территории для целей туризма и рекреации, выполненное на втором этапе.
При этом проводится уточнение расположения и конфигурации маршрутов и участков осуществления различных видов туристской/рекреационной деятельности. Линии маршрутов уточняются или корректируются в целях снижения негативных последствий для природных комплексов и объектов, обеспечения безопасности, живописности, смены обзорных планов, разнообразия пейзажей и тому подобное.
6.3. На данном этапе работ уточняются расположение и конфигурация самих зон с различными классами осуществления туристской/рекреационной деятельности, корректируется описание зон с учетом выявленного состояния условий и характеристик.
При этом выделяются лимитирующие рекреационную деятельность факторы: для каждой зоны, ее отдельных маршрутов и участков, для различных видов туризма и типов рекреационной деятельности внутри зоны.
6.4. На основе анализа текущего состояния условий, выявленных проблем и установленных стандартов осуществления туристской/рекреационной деятельности для каждой зоны рекреационных возможностей ООПТ разрабатываются оптимальные режимы использования туристских объектов (маршрутов и участков).
При этом допустимый режим использования объекта включает в себя следующие параметры:
а) вид туризма и допустимые виды туристской и рекреационной деятельности;
б) размер группы (включая сопровождающих, обслуживающий персонал и другое);
в) количество групп в единицу времени (день, сезон, год);
г) расстояние между посетителями/туристскими группами (или площадь пространства, необходимого одному посетителю для осуществления туристской/рекреационной деятельности);
д) максимальная единовременная нагрузка (человек/групп), в том числе отдельно - в периоды пиковой, средней, низкой нагрузки (в случае, если установлены различные стандарты состояния условий для данных периодов года);
е) период функционирования объекта (в том числе часы функционирования объекта в различные периоды года);
ж) продолжительность периодов пиковой, средней и низкой нагрузки;
з) периоды ограничений (количество часов или дней, период года, характер ограничений - полный запрет или допустимое среднее количество посетителей и/или групп в данный период);
и) зависимость функционирования объекта от погодных условий (указываются условия, при которых осуществление туризма ограничено или невозможно, среднемноголетнее количество дней с такими условиями);
к) необходимые для функционирования маршрута при заявленной оптимальной нагрузке инфраструктурные условия, материально-технические и человеческие ресурсы;
л) регламент наблюдения за объектами животного мира: дистанции до объектов наблюдения, ограничения по показателям единовременной нагрузки в точке наблюдений, пространственному распределению туристов в различные периоды года;
м) ограничения использования транспортных, технических средств и специфического оборудования (коптеров, профессиональной фото- и видеотехники и другое).

7. Расчет количественных значений предельно допустимой
рекреационной емкости территории

7.1. Интеграция полученных параметров оптимального использования природных объектов с учетом всего комплекса лимитирующих факторов (экологических, социальных, социокультурных) и переход к количественному показателю осуществляется на основе математического моделирования рекреационной емкости.
7.2. Определяются три значения рекреационной емкости:
а) базовая рекреационная емкость - максимальное количество человек, которое может физически находиться на ООПТ, в ее отдельной части или отдельном объекте (маршруте, участке) в единицу времени;
б) потенциальная рекреационная емкость - максимальное количество посетителей, полученное путем корректировки величины базовой емкости в соответствии с установленным режимом допустимого (оптимального) использования объектов, определенном на основе текущего состояния природных комплексов и условий осуществления туристской/рекреационной деятельности;
в) предельно допустимая рекреационная емкость - максимальное количество посетителей, которые могут посетить в качестве туриста ООПТ либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем.
7.3. Рекреационная емкость определяется для каждого туристского маршрута или участка осуществления конкретного вида туризма или типа рекреационной деятельности.
7.4. Базовая рекреационная емкость, или вместимость (BCC) для площадных объектов (участков) определяется по формуле (2):



где:
BCC - базовая рекреационная емкость, выраженная в целочисленном значении, чел./день;
A - доступная для рекреационного использования площадь участка, кв. м;
Au - площадь участка, необходимая для одного посетителя при осуществлении данного типа рекреационной деятельности, кв. м;
Rf - коэффициент возвращения.
Коэффициент возвращения (Rf) выражает возможное количество посещений туристского объекта одним и тем же туристом в день и определяется соотношением количества часов в сутки, когда объект доступен для посещения (T) к среднему времени нахождения посетителя на объекте (Td, часы):



где:
Базовая рекреационная емкость маршрута (чел.) рассчитывается по формуле (4) как сумма емкостей однодневных участков маршрута, выраженная в целочисленном значении:



где:
DT 1_n - длина однодневного участка маршрута в дневной переход, км;
DG 1_n - оптимальное расстояние между группами на данном участке маршрута, км;
T - длина светового дня или количество времени, когда маршрут доступен для посетителей, часы;
Td 1_n - среднее время прохождения участка тропы с учетом остановок, часы;
GS - среднее количество человек в группе (включая сопровождающих), чел.;
n - количество однодневных участков на маршруте.
7.5. Рекреационная емкость однодневного участка маршрута (BCCn, чел.) определяется по формуле (5):



где:
gn - максимальное количество групп, которые могут пройти в сутки по однодневному участку маршрута до его закрытия или до окончания светового дня;
gn определяется по формуле (6):



где:
vn - средняя скорость передвижения по однодневному участку маршрута с учетом остановок, км/час;
DGn, T, Tdn - параметры, указанные в формуле (4).
Количество групп выражается целочисленным значением, полученным после округления вычислений до ближайшего целого в меньшую сторону.
7.6. Для автономных многодневных маршрутов суточная емкость определяется минимальным значением емкости однодневного участка; базовая рекреационная емкость (BCC) такого многодневного маршрута рассчитывается как произведение минимальной дневной емкости однодневного участка на количество однодневных "переходов".
7.7. Расчет значений базовой рекреационной емкости в определенный интервал времени для площадных объектов/участков и однодневных маршрутов производится путем умножения значения дневной емкости на количество дней в рассматриваемом периоде.
Емкость многодневных маршрутов вычисляется как сумма емкостей однодневных участков тропы с учетом общего числа дней в оцениваемом отрезке времени (прямо пропорционально) и времени пребывания группы на маршруте в днях (обратно пропорционально).
7.8. Потенциальная рекреационная емкость (PCC) определяется по формуле (7):



где:
PCC - потенциальная рекреационная емкость, выраженная в целочисленных значениях, чел./день (для площадных объектов и однодневных маршрутов), чел. (для многодневных маршрутов);
Cfn - поправочные коэффициенты, которые учитывают определенные для маршрутов и участков на предыдущих этапах лимитирующие факторы экологического, социального и социокультурного характера и установленные оптимальные режимы использования объектов.
Данные коэффициенты определяются соотношением (8):



где:
Cf - поправочный коэффициент для корректирующего фактора x;
Lm - корректирующее значение параметра фактора x, лимитирующего возможности рекреационной деятельности;
Tm - общее значение фактора x.
При этом в качестве корректирующих факторов обычно используются следующие показатели:
а) погодные условия - количество дней с условиями, препятствующими осуществлению вида туризма или определенных рекреационных занятий на объекте. Для расчета указанной переменной используют эмпирические наблюдения (для определения условий, неблагоприятных для отдельных видов туристской/рекреационной деятельности), а в качестве исходных данных - среднегодовые значения метеорологических параметров, полученные на метеопостах, метеостанциях, автоматических метеорегистраторах;
б) периоды ограничений использования объекта, определенные на предыдущих этапах, способствующие снижению рекреационной нагрузки на природные комплексы и объекты в критические и наиболее уязвимые для них периоды;
в) социальные ограничения, связанные с требованиями посетителей, определяющими качество полученных впечатлений (уровень уединенности, показатели плотности социальных контактов и другое);
г) доступность для посетителей (сложность маршрута, крутизна склона, наличие осыпей, количество холодных бродов через ручьи и тому подобное);
д) экологические ограничения - показатели текущего экологического состояния троп и площадных объектов, рекреационной устойчивости экосистем, чувствительности животных к фактору беспокойства и другое.
7.9. Для определения предельно допустимой рекреационной емкости (RCC) полученные значения потенциальной емкости (PCC) корректируются показателями текущей управленческой емкости туристских объектов (MC):



7.10. Управленческая рекреационная емкость - это сумма условий, человеческих и материально-технических ресурсов, необходимых для организации посещения ООПТ, ее отдельной части (зоны), маршрута или участка с соблюдением установленных оптимальных режимов использования объектов.
Данный коэффициент выражается в процентах или долях от единицы.
При этом за единицу принимается оптимальное значение управленческих условий, при которых предельно допустимая рекреационная емкость совпадает с потенциальной) и рассчитывается как отношение суммы реальных значений показателей в момент оценки к сумме их оптимальных значений.
7.11. Определение параметров управленческой емкости специфично для каждого туристского объекта.
Выделяют три основных составляющих управленческой емкости:
а) человеческие ресурсы (наличие и/или количество сопровождающих, гидов, инспекторов и другое);
б) инфраструктура (наличие и исправность объектов инфраструктуры, их вместимость (оптимальная и максимальная));
в) наличие и исправность транспортных средств и их вместимость;
г) наличие снаряжения и оборудования (оснащение оборудованием и снаряжением для оказания первой помощи и обеспечения жизненных потребностей группы, оснащение средствами связи и средствами для обеспечения безопасности в условиях посещения местообитаний крупных хищников).

8. Рекреационный мониторинг и корректировка значений
предельно допустимой рекреационной емкости

8.1. Рекреационный мониторинг осуществляется в целях контроля за состоянием природных комплексов и объектов, социальных и социокультурных условий осуществления туристской/рекреационной деятельности, а также оценки эффективности управленческих действий и определения целесообразности корректировки значений предельно допустимой рекреационной емкости ООПТ.
Рекреационный мониторинг включает комплекс действий по наблюдению, оценке и прогнозу динамики значений показателей (индикаторов), характеризующих эффективность управления и интенсивность воздействия на объекты охраны.
8.2. Рекреационный мониторинг включает следующие подсистемы (блоки) рекреационного мониторинга:
а) подсистема экологического (или ресурсного) мониторинга направлена на отслеживание состояния параметров охраняемых природных комплексов, объектов животного и растительного мира, находящихся в сфере воздействия рекреационных нагрузок;
б) подсистема социального мониторинга (или мониторинг психокомфортных условий) направлена на выявление параметров текущей рекреационной нагрузки, а также исследование показателей социальной емкости и достижение просветительских целей;
в) подсистема социально-экономического мониторинга направлена на отслеживание экономического вклада туристской/рекреационной деятельности ООПТ в социально-экономическое развитие региона;
г) подсистема социокультурного мониторинга направлена на изучение изменения состояния социокультурной среды территории вследствие развития туристской/рекреационной деятельности.
8.3. Процесс организации рекреационного мониторинга включает три этапа:
а) разработка программы комплексного рекреационного мониторинга;
б) научно-технический этап - организация полевых исследований, сбор данных;
в) анализ результатов мониторинга.
8.4. При разработке программы комплексного рекреационного мониторинга осуществляются:
а) оценка потребностей в проведении рекреационного мониторинга, их анализ и документирование;
б) определение текущей цели и подготовка предложений к программе мониторинга с учетом стратегических целей и решаемых управленческих задач;
в) разработка оценочных матриц - системы индикатов и индикаторов изменения состояния оцениваемых объектов и параметров, а также стандартов их состояния, оптимальных для обеспечения их сохранения и создания условий осуществления туристской/рекреационной деятельности в зоне рекреационных возможностей ООПТ.
8.5. Проведение рекреационного мониторинга включает следующие виды работ:
1) подготовительный этап:
а) подготовка методического руководства по производству мониторинговых работ;
б) разработка базы данных для хранения, систематизации, анализа и обобщения данных мониторинга;
в) формирование команды экспедиции и обучение технического персонала;
г) организация экспедиционных работ (составление календарных планов выполнения работ, закупка материально-технического обеспечения, доставка участников экспедиции и груза к месту полевых работ и другое);
2) проведение полевых мониторинговых работ (сбор данных о состоянии природных комплексов, качестве опыта и впечатлениях посетителей, рекреационной нагрузке и др. в соответствии с разработанной системой показателей.
8.6. Работы по анализу и представлению данных, полученных в результате рекреационного мониторинга, включают:
а) оценку соответствия состояния условий и ресурсов стандартам;
б) статистический и сопряженный анализ данных, получаемых в процессе рекреационного мониторинга;
в) подготовку рекомендаций по корректировке режимов осуществления рекреационной деятельности на отдельных рекреационных объектах и (или) для зоны рекреационных возможностей ООПТ;
г) подготовку рекомендаций по изменению программы рекреационного мониторинга;
д) представление результатов рекреационного мониторинга и рекомендаций на их основе.
8.7. В случае, если установленные стандарты состояния природных комплексов и объектов и социальных условий туристской/рекреационной деятельности не соблюдаются и превышен порог их допустимых изменений, осуществляется пересмотр допустимого режима использования соответствующих объектов, схем зонирования ООПТ, корректировка системы индикаторов и стандартов или соответствующее инфраструктурное обустройство объектов, территории или ее части.
8.8. В случае, если в результате сравнения показателей текущей рекреационной нагрузки со значениями потенциальной и реальной емкости объектов выявляется превышение реальной нагрузки над потенциальной емкостью, необходимо пересмотреть подходы к управлению рекреационными потоками для обеспечения сохранности природных комплексов и должного уровня впечатлений посетителей.
8.9. Полученные в результате мониторинговых исследований данные о состоянии природных комплексов и объектов, социальных и социокультурных условий, эффективности просветительской деятельности на маршрутах служат основой для управления рекреационными потоками на ООПТ.
8.10. Для управления туристскими потоками на ООПТ используются следующие подходы:
а) управление предложением через расширение спектра туристских продуктов или возможностей для посещения (увеличение количества туристских объектов или времени функционирования отдельных объектов и тому подобное);
б) управление спросом (ограничение времени пребывания и количества посетителей, изменение вида рекреационной деятельности и тому подобное);
в) управление ресурсами, в том числе рекреационной устойчивостью природных комплексов и их отдельных компонентов (проведение защитных мероприятий, инфраструктурное обустройство объектов и тому подобное);
г) управление воздействием (изменение вида использования объекта, рассредоточение нагрузки и тому подобное).
8.11. Значения предельно допустимой рекреационной емкости ООПТ, ее отдельной части (зоны) или отдельного туристского объекта отражают состояние условий осуществления туристской/рекреационной деятельности на данной территории в определенный момент времени.
В случае изменения условий, принятия управленческих действий, влияющих на режим использования территории ООПТ, предельно допустимая рекреационная емкость может быть изменена.


------------------------------------------------------------------