Типы документов



Решение Вологодского областного суда от 22.11.2023 N 3а-147/2023 <О признании частично недействующими приказов Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18.11.2021 N 102-н, от 17.11.2022 N 101-н>



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2023 г. в„– 3а-147/2023

Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Михайлова Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ж.В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Уварова С.А. об оспаривании в части нормативных правовых актов,

установил:

У.С.А. является собственником объекта недвижимости - здания станции технического обслуживания с кадастровым номером <...> площадь <...> кв. м, назначение - нежилое, количество этажей - 2, в том числе подземных - 0, расположенного по адресу: <...>.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в который под номером <...> включен объект недвижимости с кадастровым номером <...>. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2021 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 132 от 27 ноября 2021 года, в„– 133 от 30 ноября 2021 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, в который под номером <...> включен объект недвижимости с кадастровым номером <...>. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2022 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 133 от 26 ноября 2022 года, в„– 134 от 29 ноября 2022 года.
Административный истец У.С.А. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов указанных выше Перечней, в которые включен объект недвижимости с кадастровым номером <...>, ссылаясь на их противоречие в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду того, что объект недвижимости с кадастровым номером <...> не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренного указанной статьей.
Административный истец просил суд признать не действующими со дня принятия пункт <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н; пункт <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н.
Представитель административного истца У.С.А. по доверенности Ж.В.А. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала.
Административный истец У.С.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности С.Т.А. исковые требования не признала. Полагала, что объект недвижимости правомерно включен в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен - для эксплуатации станции техобслуживания. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Михайлова Н.С., полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам, в частности, относит здания, строения, сооружения, помещения.
Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц регулируются главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2021 года, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) была возложена обязанность установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно Закону Вологодской области от 26 ноября 2015 года в„– 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой является 1 января 2016 года.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей редакции предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих приведенные в этом пункте значения, в частности, 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года в„– 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии со статьей 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года в„– 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящемся в собственности Вологодской области, и земельных отношений. Пунктом 3.1.7 Положения предусмотрено, что Департамент определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области и размещает на сайте Департамента. Для реализации установленных функций (полномочий) Департамент принимает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, а также правовые акты по вопросам деятельности Департамента (пункт 3.2.1 Положения).
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года в„– 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области" органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Статьей 5 закона Вологодской области от 2 мая 2011 года в„– 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете "Красный Север" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Как усматривается из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
18 ноября 2021 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 132 от 27 ноября 2021 года (приказ, приложение пункты таблицы 1 - 120), в„– 133 от 30 ноября 2021 года (приказ, приложение пункты таблицы 121 - 15188).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
18 ноября 2022 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 133 от 26 ноября 2022 года (приказ, начало приложения пункты таблицы 1 - 8427), в„– 134 от 29 ноября 2022 года (продолжение приложения, пункты таблицы 8428 - 15688).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.
В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года в„– 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, в отношении указанных в этой статье видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности, торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как усматривается из материалов дела, здание с кадастровым номером <...> поставлено на государственный кадастровый учет 24 ноября 2011 года с площадью <...> кв. м и наименованием - "станция технического обслуживания".
Здание с кадастровым номером <...> расположено на земельном участке с кадастровым номером <...>, поставленном на государственный кадастровый учет 10 сентября 2013 года, местоположение: <...>, площадь <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - "для эксплуатации станции техобслуживания". Собственником земельного участка с 1 ноября 2013 года является У.С.А.
Сведения об изменении площади и наименования здания с кадастровым номером <...> с момента постановки на государственный кадастровый учет по настоящее время не вносилось, сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> с 2021 года по настоящее время в ЕГРН отсутствуют, что подтверждено ответом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области в„– 01-23/09902@ от 28 сентября 2023 года.
В техническом паспорте, составленном по состоянию на 12 июля 2012 года, объект недвижимости с кадастровым номером <...> имеет наименование - здание (строение), наименование здания и его частей - станция технического обслуживания.
Как следует из экспликации к поэтажному плану, составленному по состоянию на 12 июля 2012 года, здание с кадастровым номером <...> имеет два этажа общей площадью 686,6 кв. м.
Первый этаж состоит из помещений: тамбур, 10 помещений, вспомогательное помещение, туалет, коридор, мастерская электриков, цех, 2 кабинета, лестница.
Второй этаж состоит из помещений: лестница, коридор, помещение, склад, комната, кабинет.
В Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером <...> имеет наименование - станция технического обслуживания, назначение - нежилое.
Судом установлено и усматривается из отзыва Департамента имущественных отношений Вологодской области, что здание с кадастровым номером <...> включено Департаментом в оспариваемые пункты Перечней на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что оно расположено на земельном участке, с видом разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации станции техобслуживания".
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается в том числе здание, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков был утвержден приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года в„– П/0412.
Классификатором не предусмотрен такой вид разрешенного использования как "для эксплуатации станции техобслуживания". Выделен отдельный вид разрешенного использования ремонт автомобилей (код 4.9.1.4), который предполагает размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли. При этом он обособлен от таких видов разрешенного использования, как бытовое обслуживание (код 3.3), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), общественное питание (4.6).
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, имеет код 3.3, наименование "бытовое обслуживание" и описание - "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)".
По смыслу параграфа 2 главы 37 в совокупности с положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей", а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года в„– 1025, под бытовым обслуживанием следует понимать выполнение работ (оказание услуг), предназначенных для удовлетворения бытовых или иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Согласно ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" под предприятием (организацией) бытового обслуживания понимается исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным комплексом, используемым им для оказания бытовых услуг, под бытовым обслуживанием населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), под бытовой услугой - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребностью индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, то есть потребностью, связанной с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.
Сам по себе вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации станции техобслуживания" не позволяет сделать вывод, что он предусматривает размещение объектов бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером <...>, не отвечает условиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Ни в сведениях ЕГРН, ни в документах технического учета и иных представленных в дело документах не имеется сведений о помещениях здания с кадастровым номером <...> назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания.
Фактическое использование здания с кадастровым номером <...> на момент его включения в оспариваемые Перечни в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года в„– 1046, не устанавливалось, что административный ответчик не оспаривал.
Осмотр здания с кадастровым номером <...> был проведен Департаментом имущественных отношений Вологодской области на основании обращения собственника здания от 2 июня 2023 года.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года в„– 1046 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Департаментом имущественных отношений области (далее - уполномоченный орган) ежегодно с учетом положений: пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; законов области, устанавливающих особенности определения налоговой базы отдельных категорий объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.
Определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании: информации о назначении объектов; информации о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты; результатов осмотра объектов (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка осмотр объектов проводится комиссиями, создаваемыми уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с даты принятия решения уполномоченным органом о необходимости осмотра объектов. При осмотре проводятся выезд членов комиссии и визуальный осмотр по местонахождению объектов.
На основании заявления У.С.А. от 2 июня 2023 года об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> из Перечней на 2022, 2023 годы Департаментом имущественных отношений Вологодской области 14 июня 2023 года издано распоряжение в„– 1113-р о проведении осмотра объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>, утвержден состав комиссии, установлены сроки проведения осмотра - с 21 июня по 11 июля 2023 года включительно.
Комиссией произведен осмотр объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, в ходе проведения которого установлено, что здание фактически используется под бытовое обслуживание, площадь <...> кв. м, 77% от общей площади. Согласно примечанию на момент осмотра фактическое использование объекта - технический центр: помещения первого этажа - автосервис, площадь <...> кв. м (данные технического паспорта от 12 июля 2012 года), что составляет 77%; помещения второго этажа площадью <...> кв. м (по данным технического паспорта от 12 июля 2012 года) - подсобные помещения. По результатам осмотра объекта недвижимости составлена справка об осмотре по состоянию на 22 июня 2023 года.
28 июля 2023 года Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения принято решение не исключать объект недвижимости с кадастровым номером с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы.
Обследований здания с кадастровым номером <...> в целях определения вида его фактического использования до утверждения Перечней на 2022, 2023 годы не проводилось, что подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В обоснование доводов о правомерности включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни представитель административного ответчика сослался на положения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Госстандарта от 31 января 2014 года в„– 14-ст, согласно которому под кодом 45.20 (раздел G) в числе прочих отражены следующие виды деятельности: ремонт транспортных средств, включая: механический ремонт, ремонт электрических систем, ремонт системы впрыскивания, текущее техническое обслуживание транспортных средств, ремонт кузова, ремонт ходовой части, мойку и полировку, покраску и рисование, ремонт лобового стекла и окон, ремонт автомобильных кресел; шиномонтаж и все виды связанных с ним работ; антикоррозийную обработку; установку дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары и т.п.), запасных частей и принадлежностей, не относящихся непосредственно к производственному процессу.
Также представитель административного ответчика сослался на распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года в„– 2496-р, которым код 45.20 включен в Перечень кодов видов деятельности как бытовые услуги, и дополнительный вид деятельности ИП У.С.А. ОКВЭД 45.20 "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств".
Суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Между тем, как следует из содержания поименованного выше распоряжения Правительства Российской Федерации в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.
В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).
Аналогичное толкование содержится в информационных письмах Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года в„– СД-4-3/22547@ "Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам" и от 30 ноября 2016 года в„– СД-4-3/22788@ "Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года в„– 2496-р".
С учетом изложенного ссылка административного ответчика на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и распоряжение Правительства Российской Федерации несостоятельна, поскольку названные акты не могут быть применены к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.
Учитывая вышеизложенное суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит несостоятельным утверждение административного ответчика о правомерности включения объекта недвижимости с кадастровым номером <...> в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество и признание оспариваемых в части нормативных правовых актов не действующими с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать не действующим со дня его принятия пункт <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н; пункт <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете "Красный Север" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

требования административного искового заявления У.С.А. об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать не действующим со дня его принятия пункт <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Признать не действующим со дня его принятия пункт <...> Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Вологодской области газете "Красный Север" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
М.В.СОКОЛОВА

Мотивированное решение изготовлено 1 декабря 2023 года.


------------------------------------------------------------------