Типы документов



Приказ Департамента образования Вологодской области от 03.10.2023 N 1955 "Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи в образовательных организациях Вологодской области"



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 3 октября 2023 г. в„– 1955

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ (НЕОТЛОЖНОЙ)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях организации работы по оказанию экстренной (неотложной) психологической помощи в образовательных организациях Вологодской области, а также во исполнение пункта 6 Плана мероприятий на 2022 - 2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации на период до 2025 года в Вологодской области, утвержденного начальником Департамента образования области Е.О. Рябовой 11 ноября 2022 года, приказываю:
1. Утвердить Порядок оказания экстренной (неотложной) психологической помощи в образовательных организациях Вологодской области (далее - Порядок) (приложение).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, руководителям государственных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи при оказании экстренной (неотложной) психологической помощи в образовательных организациях Вологодской области руководствоваться Порядком.
3. БУ СО ВО "Центр информатизации и оценки качества образования (О.Ю. Несговорова) разместить настоящий приказ на официальном сайте Департамента образования области в трехдневный срок со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления реализации государственной политики в сфере общего, дополнительного образования и воспитания детей Департамента образования области А.В. Микурову, начальника управления реализации государственной политики в сфере профессионального образования Департамента образования области Л.В. Святышеву.

Начальник Департамента
Е.О.РЯБОВА





Утвержден
Приказом
Департамента образования области
от 3 октября 2023 г. в„– 1955
(приложение)

ПОРЯДОК
ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ (НЕОТЛОЖНОЙ) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ <1>
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

--------------------------------
<1> Экстренная психологическая помощь - система мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в условиях чрезвычайной ситуации, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику отдаленных негативных психических последствий, включающая в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в чрезвычайной ситуации, в процессе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Неотложная психологическая помощь - целостная система мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психологического состояния круга пострадавших лиц в условиях кризисной ситуации, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику эмоционального неблагополучия.

1. Организационный этап
1.1. Получение Департаментом образования области и (или) главным внештатным педагогом-психологом в системе образования области информации о возникновении ситуации в образовательной организации, требующей организации экстренной (неотложной) психологической помощи участникам образовательных отношений (далее - ситуации).
Источники получения информации:
- информация из образовательной организации или оперативной ежедневной сводки о происшествиях в образовательных организациях в адрес Департамента образования области;
- сообщение Министерства просвещения Российской Федерации в адрес главного внештатного педагога-психолога (главный внештатный педагог-психолог информирует заместителя начальника Департамента образования области в день получения информации);
- сеть Интернет;
- иные источники.
1.2. Определение организации, ответственной за оказание экстренной (неотложной) психологической помощи участникам образовательных отношений (в день получения информации).
Организацией, ответственной за оказание помощи участникам образовательных отношений, может быть определена образовательная организация, обучающиеся которой вовлечены в ситуацию, требующую оказания экстренной (неотложной) психологической помощи или региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ответственная организация).
1.3. Координацию деятельности по оказанию экстренной (неотложной) психологической помощи осуществляет главный внештатный педагог-психолог в системе образования области.
1.4. Определение главным внештатным педагогом-психологом в системе образования области лиц, участие которых необходимо в организации экстренной (неотложной) психологической помощи.
К организации экстренной (неотложной) психологической помощи могут быть привлечены:
- руководитель регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, осуществляющего деятельность на территории муниципального образования области, где возникла ситуация, требующая оказания экстренной (неотложной) психологической помощи;
- представитель органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования на территории на территории муниципального образования области, где возникла ситуация, требующая оказания экстренной (неотложной) психологической помощи (при необходимости);
- руководитель образовательной организации, обучающиеся которой вовлечены в ситуацию, требующую оказания экстренной (неотложной) психологической помощи;
- педагог-психолог образовательной организации, обучающиеся которой вовлечены в ситуацию, требующую оказания экстренной (неотложной) психологической помощи;
- иные участники (при необходимости).
1.5. Проведение оперативного совещания главным внештатным педагогом-психологом в системе образования области по планированию мероприятий экстренной (неотложной) психологической помощи (онлайн/офлайн).
Вопросы для совещания:
- информирование участников рабочей группы о фактах, установленных на момент проведения совещания;
- подготовка первичного плана работы (уточнение видов работ, ответственных за координацию и проведение мероприятий, сроков, места оказания экстренной (неотложной) психологической помощи);
- разъяснительная работа с участниками рабочей группы о правилах оказания экстренной (неотложной) психологической помощи, в том числе о неразглашении, персональных данных участников ситуации, требующей оказания экстренной (неотложной) психологической помощи;
- организация получения согласия родителей (законных представителей) детей на оказание психолого-педагогической помощи (в случае привлечения специалистов региональных центров ППМС-помощи).
2. Этап реализации
2.1. Оказание психологической помощи участникам образовательных отношений в максимально короткие сроки специалистами психолого-педагогического профиля образовательной организации и (или) региональных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (при необходимости) (далее - специалист).
2.2. Ознакомление специалистов с имеющимися сведениями о детях, нуждающихся в оказании экстренной (неотложной) психологической помощи, и ситуации (характеристикой ребенка, результатами психолого-педагогического обследования, в том числе социально-психологического тестирования, сведениями об успеваемости ребенка, социальной ситуации развития, видах учета, на которых ребенок состоит и др.).
Проведение специалистами беседы с педагогическими работниками образовательной организации, взаимодействующими с участниками ситуации, требующей оказания экстренной (неотложной) психологической помощи.
2.3. Корректировка специалистами (при необходимости) плана работы с учетом полученной информации и рекомендациями гласного внештатного педагога-психолога в системе образования области.
2.4. Выявление специалистами групп обучающихся (классов), нуждающихся в экстренной (неотложной) психологической помощи.
2.5. Оказание специалистами индивидуальной и (или) групповой психологической помощи с обучающимися (дебрифинг <2> в группе (классе), вовлеченном в ситуацию, информационная беседа - во всех группах (классах)).
--------------------------------
<2> Дебрифинг - групповая форма психологической помощи, предполагающая особо организованное и четко структурированное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессовую ситуацию.

2.6. Проведение специалистами групповой и (или) индивидуальной психологической работы с родителями (законными представителями) детей и педагогическими работниками, вовлеченными в ситуацию, требующую оказания экстренной (неотложной) психологической помощи, с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (при необходимости) (при необходимости).
2.7. Выявление специалистами во взаимодействии с главным внештатным педагогом-психологом детей группы риска для оказания пролонгированной психологической помощи.
2.8. Информирование специалистами родителей (законных представителей) детей, педагогических работников, вовлеченных в ситуацию, требующую оказания' экстренной (неотложной) психологической помощи, субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (при необходимости) о возможностях получения пролонгированной психологической помощи.
2.9. Информирование ответственной организацией главного внештатного педагога-психолога в системе образования области о результатах проведенной работы.
2.10. Доведение главным внештатным педагогом-психологом в системе образования области информации о результатах проведенной работы до Департамента образования области, органа местного самоуправления муниципального района, муниципального округа и городского округа по решению вопросов местного значения в сфере образования, образовательной организации, в которой выявлен факт необходимости оказания экстренной (неотложной) психологической помощи (далее - образовательная организация), о выявленных рисках и рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, вовлеченных в ситуацию, требующую оказания экстренной (неотложной) психологической помощи.
2.11. Планирование ответственной организацией во взаимодействии с главным внештатным педагогом-психологом в системе образования области пролонгированного психолого-педагогического сопровождения.
2.12. В случае выявления дополнительных факторов риска информирование ответственной организацией правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки, следственного комитета по Вологодской области об угрозе жизни и здоровью ребенка.
3. Пролонгированное психолого-педагогическое сопровождение
3.1. Пролонгированная психолого-педагогическая работа образовательной организации с выявленной группой риска с привлечением профильных специалистов.
3.2. Супервизия содержания деятельности специалистов, оказывающих пролонгированную помощь, главным внештатным педагогом-психологом в системе образования области.
3.3. Принятие решения руководителем образовательной организации с учетом рекомендаций главного внештатного педагога-психолога в системе образования области о повышении квалификации специалистов, участвующих в пролонгированном психолого-педагогическом сопровождении.
3.4. Мониторинг ответственной организацией состояния выявленной группы риска (3, 6, 12 месяцев) и информирование о результатах указанного мониторинга главным внештатным педагогом-психологом в системе образования области.
3.5. Ведение главным внештатным педагогом-психологом в системе образования области реестра ситуаций, требующих оказания экстренной (неотложной) психологической помощи, выявленных факторов риска и видов оказанной помощи.


------------------------------------------------------------------