Типы документов



Решение Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 10.03.2023 N 6 "Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Проведение экспертизы государственных программ Вологодской области"



КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2023 г. в„– 6

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА
ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ "ПРОВЕДЕНИЕ
ЭКСПЕРТИЗЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьей 12 закона области от 12.07.2011 в„– 2574-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Вологодской области", Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 29.03.2022 в„– 2ПК, коллегия решила:
1. Утвердить Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проведение экспертизы государственных программ Вологодской области" согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение коллегии вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель
И.В.КАРНАКОВА





Утвержден
Решением
Коллегии Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от 10 марта 2023 г. в„– 6
(приложение)

СТАНДАРТ
ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ "ПРОВЕДЕНИЕ
ЭКСПЕРТИЗЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проведение экспертизы государственных программ Вологодской области" (далее - Стандарт) разработан на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 года в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", закона Вологодской области от 12 июля 2011 года в„– 2574-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Вологодской области", Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации.
1.2. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения Контрольно-счетной палатой Вологодской области (далее - КСП области, палата) экспертизы государственных программ Вологодской области (далее - экспертиза государственных программ).
1.3. Задачи Стандарта:
- определение целей, задач, предмета и объектов экспертизы государственных программ;
- установление общих требований и правил проведения экспертизы государственных программ;
- определение структуры, содержания и основных требований к заключению КСП области по результатам экспертизы государственных программ (далее - Заключение КСП области).
1.4. Стандарт предназначен для использования должностными лицами КСП области, участвующими в проведении экспертизы государственных программ.
1.5. Организация, проведение и оформление результатов экспертно-аналитического мероприятия по экспертизе государственных программ осуществляется в порядке, установленном Стандартом внешнего государственного финансового контроля "Проведение экспертно-аналитического мероприятия".
Контроль за исполнением документов, принятых по результатам экспертизы государственных программ осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного финансового контроля "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий".
1.6. Решения по вопросам организации и проведения экспертизы государственных программ, не урегулированные настоящим Стандартом, принимаются председателем КСП области.

2. Цели, задачи, предмет и объекты экспертизы
государственных программ

2.1. Целью экспертизы государственной программы является установление соответствия государственной программы требованиям законодательства и документам стратегического планирования Вологодской области, определяющим направления государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Вологодской области.
2.2. Задачами экспертизы являются:
- анализ и оценка государственной программы на предмет ее соответствия требованиям законодательства, в том числе нормативным правовым актам Правительства области, устанавливающим порядок разработки, реализации и оценки государственных программ Вологодской области;
- анализ и оценка государственной программы на предмет ее соответствия стратегическим документам, определяющим направления государственной политики и (или) социально-экономического развития Вологодской области в сфере реализации государственной программы;
- анализ финансового обеспечения реализации государственной программы;
- анализ и оценка целевых индикаторов и показателей результативности государственной программы.
2.3. Предметом экспертизы является государственная программа, а также расчеты финансовых ресурсов и обоснования программных мероприятий.
2.4. Объектами экспертизы являются органы исполнительной государственной власти области, определенные в качестве ответственных исполнителей, соисполнителей и исполнителей государственной программы.

3. Общие требования и правила проведения экспертизы
государственных программ

3.1. Экспертиза государственных программ проводится в форме экспертно-аналитического мероприятия и осуществляется в соответствии с планом работы КСП области.
3.2. На подготовительном этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов экспертизы, получение необходимой для проведения экспертизы информации путем направления запросов в соответствии с законом области от 12 июля 2011 года в„– 2574-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Вологодской области".
3.3. При проведении экспертизы используются отчеты об исполнении областного бюджета, отчеты о ходе реализации государственной программы, материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, статистические и иные данные.
3.4. Экспертиза государственной программы включает в себя:
- анализ параметров государственной программы;
- анализ и оценка структуры и объемов финансового обеспечения государственной программы;
- анализ и оценка соответствия государственной программы требованиям, установленным Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Вологодской области;
- оценка рисков реализации государственной программы (подпрограмм) и достижения запланированных результатов;
- подготовка выводов и предложений по результатам экспертизы государственной программы.
3.5. При проведении анализа параметров государственной программы исследуются и анализируются: цели, задачи, основные мероприятия, показатели, конечные результаты реализации, срок реализации, объемы финансового обеспечения, исполнители, соисполнители, участники государственной программы.
3.6. Анализ и оценка структуры и объемов финансового обеспечения государственной программы осуществляется в разрезе источников, подпрограмм, мероприятий. При проведении данного анализа дается оценка:
- обоснованности и достоверности (реалистичности) объема ресурсного обеспечения государственной программы;
- соответствию структуры расходов на реализацию государственной программы, форм их осуществления, планируемой динамики расходов. Предусмотренные (запланированные) расходы по государственной программе оцениваются на соответствие требованиям утвержденной бюджетной классификации расходов бюджетов субъектов РФ и иным требованиям бюджетного законодательства;
- соответствию объемов финансового обеспечения государственной программы (подпрограмм) объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных законами области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
3.7. В ходе анализа и оценки соответствия государственной программы требованиям, установленным Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Вологодской области осуществляется:
- оценка соблюдения требований к оформлению паспортов государственной программы;
- оценка соответствия перечня целей и состава задач государственной программы приоритетам и целям государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Вологодской области, а также согласованности государственной программы с положениями послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, определяющих бюджетную политику в Российской Федерации, основных направлений бюджетной, налоговой политики и долговой политики Вологодской области, прогноза социально-экономического развития Вологодской области, бюджетного прогноза области на долгосрочный период;
- оценка целей и задач государственной программы на предмет адекватности отражения конечных результатов реализации государственной программы, возможность проверки и подтверждения их достижения на основе установленных показателей государственной программы;
- оценка перечня показателей государственной программы на основе следующих критериев:
- отражение специфики развития конкретной области, проблем и задач, на решение которых направлена реализация государственной программы;
- зависимость от решения основных задач и реализации государственной программы;
- соответствие требованиям адекватности, достаточности, объективности, достоверности, однозначности;
- наличие количественного значения в абсолютных или относительных величинах;
- оценка перечня мероприятий государственной программы в части необходимости и достаточности для достижения целей подпрограмм;
- оценка системы управления и контроля реализации государственной программы в части разграничения полномочий и ответственности ответственного исполнителя (соисполнителей, исполнителей) программных мероприятий, выполнения полномочий ответственным исполнителем (соисполнителями, исполнителями) при разработке и реализации государственной программы;
- оценка описания мер государственного регулирования, в том числе соблюдение сроков принятия нормативных правовых актов и иных документов, запланированных к разработке в рамках реализации государственной программы.
3.8. Оценка рисков реализации государственной программы и достижения запланированных результатов осуществляется на основе отчетов о ходе реализации государственной программы.
3.9. Подготовка выводов и предложений осуществляется исходя из выявленных в ходе экспертизы нарушений и недостатков, в том числе создающих условия неэффективного использования бюджетных средств, невыполнения (неполного выполнения) задач и функций органов государственной власти области в соответствующей сфере.

4. Оформление результатов экспертизы
государственных программ

4.1. На заключительном этапе по результатам проведения экспертизы государственной программы оформляется Заключение, которое готовится ответственным аудитором.
4.2. Заключение не должно содержать политических оценок решений, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти Вологодской области.
4.3. Заключение по результатам экспертизы государственной программы должно содержать:
- основание проведения экспертизы;
- цели и задачи экспертизы;
- перечень используемых источников информации;
- результаты экспертизы;
- выводы по результатам экспертизы;
- рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, совершенствованию содержания государственной программы, в том числе деятельности органов государственной власти в сфере ее реализации;
- предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств на реализацию государственной программы.
4.4. Заключение подписывается ответственным аудитором и утверждается решением коллегии КСП области. Заключение о результатах экспертизы государственной программы направляется объекту экспертно-аналитического мероприятия, а также в Законодательное Собрание области и Губернатору области. По решению коллегии КСП области заключение о результатах экспертизы государственной программы может быть направлено в прокуратуру области.
В случае необходимости доведения результатов экспертизы государственной программы до сведения Правительства области, руководителей органов государственной власти и государственных органов области, органов местного самоуправления и муниципальных органов области, а также иных органов и организаций оформляется информационное письмо.


------------------------------------------------------------------