Типы документов



Решение Вологодского областного суда от 25.09.2023 N 3а-109/2023 <О признании частично недействующими приказов Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18.11.2021 N 102-н, от 17.11.2022 N 101-н>



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2023 г. в„– 3а-109/2023

Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволги О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ж.В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.Ф.Г. оглы об оспаривании в части нормативных правовых актов,

установил:

И.Ф.Г. оглы является собственником 5/12 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости - гараж с пристройкой с кадастровым номером 35:24:0305024:957, площадь 1124 кв. м, назначение - нежилое, количество этажей - 3, в том числе подземных - 0, расположенный по адресу: <...>.
Вторым правообладателем является И.Р.Ф. (1/6 доли в праве и 5/12 доли в праве с 25 июля 2023 года). Г.Н.Ф. кызы являлась правообладателем 5/12 доли в праве до 25 июля 2023 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года в„– 67-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в который под номером 711 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0305024:957. Приказ подписан начальником Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 21 ноября 2018 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 132 от 24 ноября 2018 года, в„– 133 от 27 ноября 2018 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года в„– 87-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в который под номером 696 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0305024:957. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 19 ноября 2019 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 132 от 23 ноября 2019 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года в„– 98-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в который под номером 697 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0305024:957. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2020 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 132 от 24 ноября 2020 года, в„– 134 от 28 ноября 2020 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в который под номером 715 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0305024:957. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2021 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 132 от 27 ноября 2021 года, в„– 133 от 30 ноября 2021 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, в который под номером 714 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0305024:957. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2022 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 133 от 26 ноября 2022 года, в„– 134 от 29 ноября 2022 года.
Административный истец И.Ф.Г. оглы обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов указанных выше Перечней, в которые включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0305024:957, ссылаясь на их противоречие в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду того, что объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0305024:957 не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренного указанной статьей.
Административный истец просил суд признать не действующими со дня принятия пункт 711 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года в„– 67-н; пункт 696 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года в„– 87-н; пункт 697 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года в„– 98-н; пункт 715 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н; пункт 714 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н.
Представитель административного истца И.Ф.Г. оглы по доверенности Г.Д.А. кызы требования административного искового заявления поддержал.
Административный истец И.Ф.Г. оглы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности С.Т.А. исковые требования не признала. Полагала, что объект недвижимости правомерно включен в оспариваемые Перечни, исходя из документов технического учета на объект недвижимости. В соответствии с данными технического паспорта, составленного по состоянию на 20 января 2009 года, торговая площадь спорного объекта недвижимости составляет 22,6% от его общей площади (102,8 кв. м, помещение в„– 1, магазин). Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Заинтересованные лица И.Р.Ф., Г.Н.Ф. кызы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Г.Н.Ф. кызы ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 61).
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволги О.В., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично, приходит к выводу о частичном удовлетворения административных исковых требований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам, в частности, относит здания, строения, сооружения, помещения.
Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц регулируются главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2021 года, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) была возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно Закону Вологодской области от 26 ноября 2015 года в„– 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой является 1 января 2016 года.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей редакции предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих приведенные в этом пункте значения, в частности, 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года в„– 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии со статьей 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года в„– 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений. Пунктом 3.1.7 Положения предусмотрено, что Департамент определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области и размещает на сайте Департамента. Для реализации установленных функций (полномочий) Департамент принимает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, а также правовые акты по вопросам деятельности Департамента (пункт 3.2.1 Положения).
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года в„– 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области" органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Статьей 5 закона Вологодской области от 2 мая 2011 года в„– 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете "Красный Север" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Как усматривается из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года в„– 67-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
21 ноября 2018 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 132 от 24 ноября 2018 года (приказ, начало приложения, пункты таблицы 1 - 8616), в„– 133 от 27 ноября 2018 года (окончание таблицы, пункты таблицы 8617 - 14182).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года в„– 87-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
19 ноября 2019 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 132 от 23 ноября 2019 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года в„– 98-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
25 ноября 2020 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 132 от 24 ноября 2020 года (приказ, начало приложения пункты таблицы 1 - 10315), в„– 134 от 28 ноября 2020 года (продолжение приложения пункты таблицы 10316 - 15098).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
18 ноября 2021 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 132 от 27 ноября 2021 года (приказ, приложение пункты таблицы 1 - 120), в„– 133 от 30 ноября 2021 года (приказ, приложение пункты таблицы 121 - 15188).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
18 ноября 2022 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 133 от 26 ноября 2022 года (приказ, начало приложения пункты таблицы 1 - 8427), в„– 134 от 29 ноября 2022 года (продолжение приложения, пункты таблицы 8428 - 15688).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом. В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года в„– 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, в отношении указанных в этой статье видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности, торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Вологодской области в„– 01-23/08638@ от 25 августа 2023 года здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957 поставлено на государственный кадастровый учет 14 февраля 2014 года, в настоящее время в ЕРГН содержатся сведения о наименовании здания "гараж с пристройкой", назначением - "нежилое здание", сведения об изменении наименования и назначения здания в период с 2018 года и по настоящее время в ЕГРН отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305024:37 поставлен на государственный кадастровый учет 15 января 2007 года с разрешенным использованием "для эксплуатации производственных зданий", сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с даты его постановки на государственный кадастровый учет по настоящее время в ЕГРН отсутствуют.
Согласно ответу филиала ППК "Роскадастр" по Вологодской области в„– 01-23/09416@ от 15 сентября 2023 года здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957 поставлено на государственный кадастровый учет 14 февраля 2014 года площадью 453,7 кв. м, количеством этажей - 2. На основании заявления Г.Д.А., действующего на основании доверенности от И.Ф.Г. оглы, Г.Н.Ф. кызы, И.Р.Ф., и приложенного к нему технического плана здания, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении, этажности, материале стен и площади здания с кадастровым номером 35:24:0305024:957, в ЕГРН 31 марта 2023 года внесены сведения об изменении площади здания с "453,7 кв. м" на "112,4 кв. м", количество этажей с "2" на "3". Земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305024:37 поставлен на государственный кадастровый учет 15 января 2007 года с разрешенным использованием "для эксплуатации производственных зданий", сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с даты его постановки на государственный кадастровый учет по настоящее время в ЕГРН отсутствуют.
Из технического паспорта, составленного по состоянию на 20 января 2009 года, на здание - гараж с пристройкой, расположенное по адресу: <...> (Лит. Б, Б1) инвентарный номер 588, следует, что здание построено в 1994 году, число этажей - 2. Согласно экспликации к поэтажному плану здания (строения) на первом этаже расположено 11 помещений с наименованием: мастерские, тамбур, лестничная клетка, склад, гараж, бойлерная, 3 санузла, коридор, бытовка, итого по первому этажу площадь составила 228,5 кв. м, тип площади - нежилая. На втором этаже расположено 12 помещений с наименованием: магазин (площадь 102,8 кв. м, тип площади - торговая), лестничная клетка, помещение, два коридора, два санузла, два душа, мойка, кухня, склад, итого по второму этажу площадь составила 225,2 кв. м, тип площади - торговая (102,8 кв. м), нежилая (112,4 кв. м), общая площадь здания - 453,7 кв. м.
Согласно справке об осмотре объекта недвижимости от 17 июня 2021 года, составленной по состоянию на 17 июня 2021 года, проведенного на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 9 июня 2021 года в„– 1106-р, нежилое здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957, площадью 453,7 кв. м, расположено на земельном участке с разрешенным использованием "для эксплуатации производственных зданий", фактически не используется; в соответствии с техническим паспортом (составлен по состоянию на 20 января 2009 года) назначение объекта - "гараж с пристройкой" (торговая площадь (магазин) 102,8 кв. м, что составляет 22,6% от площади всего здания).
В соответствии со сведениям ЕГРН по состоянию на дату рассмотрения дела судом здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957 имеет наименование - гараж с пристройкой, назначение - нежилое, площадь 1124 кв. м, количество этажей - 3, в том числе подземных - 0, расположено на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0305024:37 видом разрешенного использования которого является - для эксплуатации производственных зданий.
Здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957 земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305024:37 принадлежали на праве собственности (дата регистрации права 16 ноября 2015 года и 16 ноября 2016 года соответственно) И.Ф.Г. оглы, умершему <...>.
15 ноября 2022 года нотариусом по нотариальному округу город Вологда и Вологодский район Вологодской области выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию, по закону, в соответствии с которыми наследниками имущества умершего И.Ф.Г. оглы являются И.Ф.Г. оглы (в 5/12 долях), Г.Н.Ф. кызы (в 5/12 долях), И.Р.Ф. (в 1/6 доле).
Право общей долевой собственности И.Ф.Г. оглы (доля в праве 5/12), Г.Н.Ф. кызы (доля в праве 5/12), И.Р.Ф. (доля в праве 1/6) на здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957, земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305024:37 зарегистрировано 23 ноября 2022 года и 27 декабря 2022 года.
Решением Вологодского городского суда от 9 декабря 2022 года удовлетворены административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 11 по Вологодской области. Взыскано солидарно в пределах стоимости наследственного имущества с И.Ф.Г. оглы, Г.Н.Ф. кызы, И.Р.Ф. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 11 по Вологодской области задолженность по налогу на имущество физических лиц, в том числе и по объекту с кадастровым номером 35:24:0305024:957.
На основании договора дарения от 20 июля 2023 года Г.Н.Ф. кызы передала в дар И.Р.Ф. 5/12 доли в праве собственности на здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957 и 5/12 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305024:37.
В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено и усматривается из материалов дела, что здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957 включено Департаментом в оспариваемые пункты перечней исходя из документов технического учета указанного объекта недвижимости - технического паспорта, составленного по состоянию на 20 января 2009 года (помещение в„– 1 второго этажа здания имело наименование магазин, торговая площадь - 102,8 кв. м), что являлось самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости с кадастровым номером 35:24:0305024:957 в оспариваемые перечни на 2019, 2020, 2021 годы.
Однако оснований для включения спорного объекта недвижимости в перечни на 2022, 2023 годы у Департамента имущественных отношений Вологодской области не имелось, поскольку в ходе осмотра объекта недвижимости от 17 июня 2021 года было выявлено, что нежилое здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957 фактически не используется под административно-деловые, офисные, торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания.
Кроме того, на момент осмотра 17 июня 2021 года здание было реконструировано, имело три этажа и площадь 1124 кв. м, что подтверждается техническим планом здания от 30 июля 2020 года, который был подготовлен кадастровым инженером ООО "Гортехинвентаризация" в связи с изменением сведений об этажности, материале стен и площади здания с кадастровым номером 35:24:0305024:957.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания с кадастровым номером 35:24:0305024:957 по сведениям на дату 20 марта 2020 года, здание имеет назначение - нежилое, этажность - 3 этажа.
На первом этаже имеется 14 помещений, назначение - помещение, итого по первому этажу 280,6 кв. м; на втором этаже имеется 3 помещения, назначение - помещение; терраса, итого по второму этажу 327,7 кв. м; на третьем этаже имеется 2 помещения, назначение - помещение; терраса, итого по третьему этажу 344,8 кв. м, итого по зданию 1124 кв. м.
Представитель административного истца по доверенности Г.Д.А., представлявший на момент осмотра здания интересы собственника И.Ф.Г. оглы, в судебном заседании пояснил, что он присутствовал при осмотре здания 17 июня 2021 года, члены комиссии осмотрели три этажа здания и помещения в них, технический план от 30 июля 2020 года на реконструированное здание был предъявлен членам комиссии при осмотре здания, ранее этого технический план на реконструированное здание в Департамент имущественных отношений Вологодской области собственником здания не предъявлялся.
Однако в справке об осмотре объекта недвижимости от 17 июня 2021 года сведений об изменении этажности и площади здания не отражено.
Члены комиссии Г.С.В., Ж.О.В. на момент рассмотрения дела судом уже не являлись сотрудниками Департамента имущественных отношений Вологодской области, в связи с чем отсутствовала возможность их допроса в качестве свидетелей.
Как следует из решения Арбитражного суда Вологодской области от 21 февраля 2023 года индивидуальный предприниматель И.Ф.Г. оглы в 2020 году обратился в суд с иском к администрации города Вологды о признании права собственности на реконструированное нежилое здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957 общей площадью 1124,0 кв. м, расположенное по адресу: <...> согласно техническому плану здания от 30 июля 2020 года, составленному кадастровым инженером ООО "Гортехинвентаризация". Определением Арбитражного суда от 19 мая 2022 года производство по делу приостановлено в связи со смертью истца индивидуального предпринимателя И.Ф.Г. оглы. Определением суда от 14 февраля 2023 года произведена замена истца по делу на его правопреемников - И.Ф.Г. оглы, Г.Н.Ф. кызы, И.Р.Ф. и решением суда признано право долевой собственности И.Ф.Г. оглы (5/12 долей), Г.Н.Ф. кызы (5/12 долей), И.Р.Ф. (1/6 доли) на реконструированное нежилое здание с кадастровым номером 35:24:0305024:957 общей площадью 1124,0 кв. м, расположенное по адресу: <...> согласно техническому плану здания от 30 июля 2020 года.
Учитывая вышеизложенное суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит несостоятельными доводы административного ответчика о правомерности включения объекта недвижимости с кадастровым номером 35:24:0305024:957 в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество и признание оспариваемых в части нормативных правовых актов не действующими с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать не действующим со дня его принятия пункт 715 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н; пункт 714 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете "Красный Север" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

требования административного искового заявления И.Ф.Г. оглы об оспаривании нормативных правовых актов в части удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня его принятия пункт 715 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Признать не действующим со дня его принятия пункт 714 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
И.Ф.Г. оглы отказать в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим со дня принятия:
- пункта 711 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года в„– 67-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";
- пункта 696 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года в„– 87-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год";
- пункта 697 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года в„– 98-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Вологодской области газете "Красный Север" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
М.В.СОКОЛОВА

Мотивированное решение изготовлено 4 октября 2023 года.


------------------------------------------------------------------