По датам
Полезное
Выборки
Решение Вологодского областного суда от 18.09.2023 N 3а-108/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими приказов Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20.11.2018 N 67-н, от 15.11.2019 N 87-н, от 19.11.2020 N 98-н, от 18.11.2021 N 102-н, от 17.11.2022 N 101-н >
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2023 г. в„– 3а-108/2023
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволги О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ж.В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.Ф.Г. оглы об оспаривании в части нормативных правовых актов,
установил:
И.Ф.Г. оглы является собственником 5/12 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости - административно-торговый центр с кадастровым номером 35:24:0401014:418, площадь 2497,4 кв. м, назначение - нежилое, количество этажей - 3, в том числе подземных - 0, расположенный по адресу: <...>.
Другими правообладателями являются И.Р.Ф. (1/6 доля в праве), Г.Н.Ф. кызы (5/12 доли в праве).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года в„– 67-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в который под номером 776 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0401014:418. Приказ подписан начальником Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 21 ноября 2018 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 132 от 24 ноября 2018 года, в„– 133 от 27 ноября 2018 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года в„– 87-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в который под номером 775 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0401014:418. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 19 ноября 2019 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 132 от 23 ноября 2019 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года в„– 98-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в который под номером 779 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0401014:418. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2020 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 132 от 24 ноября 2020 года, в„– 134 от 28 ноября 2020 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в который под номером 806 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0401014:418. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2021 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 132 от 27 ноября 2021 года, в„– 133 от 30 ноября 2021 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, в который под номером 807 включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0401014:418. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2022 года, опубликован в газете "Красный Север" в„– 133 от 26 ноября 2022 года, в„– 134 от 29 ноября 2022 года.
Административный истец И.Ф.Г. оглы обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов указанных выше Перечней, в которые включен объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0401014:418, ссылаясь на их противоречие в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду того, что объект недвижимости с кадастровым номером 35:24:0401014:418 не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренного указанной статьей.
Административный истец просил суд признать не действующими со дня принятия пункт 776 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года в„– 67-н; пункт 775 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года в„– 87-н; пункт 779 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года в„– 98-н; пункт 806 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н; пункт 807 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н.
Представитель административного истца И.Ф.Г. оглы по доверенности Г.Д.А. требования административного искового заявления поддержал.
Административный истец И.Ф.Г. оглы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности С.Т.А. исковые требования не признала. Полагала, что объект недвижимости правомерно включен в оспариваемые Перечни, поскольку имеет наименование "административно-торговый центр", объект расположен на земельном участке с видом разрешенного использования "для завершения строительства административно-торгового центра и последующей его эксплуатации". Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Заинтересованные лица И.Р.Ф., Г.Н.Ф. кызы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Г.Н.Ф. кызы ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 53).
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволги О.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам, в частности, относит здания, строения, сооружения, помещения.
Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц регулируются главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2021 года, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) была возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно Закону Вологодской области от 26 ноября 2015 года в„– 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой является 1 января 2016 года.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей редакции предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих приведенные в этом пункте значения, в частности, 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года в„– 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии со статьей 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года в„– 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений. Пунктом 3.1.7 Положения предусмотрено, что Департамент определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области и размещает на сайте Департамента. Для реализации установленных функций (полномочий) Департамент принимает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, а также правовые акты по вопросам деятельности Департамента (пункт 3.2.1 Положения).
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года в„– 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области" органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Статьей 5 закона Вологодской области от 2 мая 2011 года в„– 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете "Красный Север" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Как усматривается из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года в„– 67-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
21 ноября 2018 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 132 от 24 ноября 2018 года (приказ, начало приложения, пункты таблицы 1 - 8616), в„– 133 от 27 ноября 2018 года (окончание таблицы, пункты таблицы 8617 - 14182).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года в„– 87-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
19 ноября 2019 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 132 от 23 ноября 2019 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года в„– 98-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
25 ноября 2020 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 132 от 24 ноября 2020 года (приказ, начало приложения пункты таблицы 1 - 10315), в„– 134 от 28 ноября 2020 года (продолжение приложения пункты таблицы 10316 - 15098).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
18 ноября 2021 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 132 от 27 ноября 2021 года (приказ, приложение пункты таблицы 1 - 120), в„– 133 от 30 ноября 2021 года (приказ, приложение пункты таблицы 121 - 15188).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
18 ноября 2022 года указанный приказ размещен на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск в„– 133 от 26 ноября 2022 года (приказ, начало приложения пункты таблицы 1 - 8427), в„– 134 от 29 ноября 2022 года (продолжение приложения, пункты таблицы 8428 - 15688).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.
В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года в„– 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, в отношении указанных в этой статье видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1). Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 названной статьи для случаев признания нежилого здания (строения, сооружения) одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом), предусмотрено такое же процентное соотношение (всего не менее 20 процентов общей площади), если здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каждый из приведенных в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев является самостоятельным основанием для признания объекта недвижимости как использующегося в качестве административно-делового или торгового центра (комплекса).
Из материалов дела следует, что в соответствии со сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером 35:24:0401014:418, площадь 2497,4 кв. м, наименование - административно-торговый центр, назначение - нежилое, количество этажей - 3, в том числе подземных - 0, расположено на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0401014:4414, видом разрешенного использования которого является - для завершения строительства административно-торгового центра и последующей его эксплуатации.
Здание с кадастровым номером 35:24:0401014:418, земельный участок с кадастровым номером 35:24:0401014:4414 с декабря 2022 года принадлежат на праве общей долевой собственности И.Ф.Г. оглы (доля в праве 5/12), Г.Н.Ф. кызы (доля в праве 5/12), И.Р.Ф. (доля в праве 1/6), право собственности зарегистрировано 23 декабря 2022 года и 27 декабря 2022 года.
Ранее собственником указанных выше объектов являлся И.Ф.Г. оглы, умерший 21 октября 2021 года.
Решением Вологодского городского суда от 9 декабря 2022 года удовлетворены административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 11 по Вологодской области.
Взыскано солидарно в пределах стоимости наследственного имущества с И.Ф.Г. оглы, Г.Н.Ф. кызы, И.Р.Ф. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 11 по Вологодской области задолженность по налогу на имущество физических лиц, в том числе и по объекту с кадастровым номером 35:24:0401014:418.
Согласно ответу филиала ППК "Роскадастр" по Вологодской области в„– 01-23/08637@ от 25 августа 2023 года здание с кадастровым номером 35:24:0401014:418 поставлено на государственный кадастровый учет 24 ноября 2011 года с наименованием "административно-торговый центр", назначением - "нежилое здание", сведения об изменении наименования и назначения здания с даты его постановки на государственный кадастровый учет по настоящее время в ЕГРН отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером 35:24:0401014:4414 поставлен на государственный кадастровый учет 15 января 2007 года с разрешенным использованием "для завершения строительства административно-торгового центра и последующей его эксплуатации", сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с даты его постановки на государственный кадастровый учет по настоящее время в ЕГРН отсутствуют.
Как следует из материалов реестрового дела, И.Ф.Г. оглы, являясь единственным участником ООО "ЭРИ", назначил на должность директора ООО "ЭРИ" К.И.В., с которой 1 октября 2011 года заключил договор в„– 1 аренды нежилого помещения, находящегося в собственности арендодателя. По договору арендодатель передал в аренду арендатору нежилые помещения в„– 2 - 8 первого этажа по адресу: <...> для использования под ресторан. Согласно пункту 2.2.1 договора арендатор обязуется использовать помещение исключительно по прямому назначению в соответствии с договором аренды. Срок аренды установлен с 1 октября 2011 года по 1 октября 2031 года.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 9 ноября 2011 года.
К договору аренды представлены кадастровый паспорт на здание от 2 сентября 2010 года, наименование здания "административно-торговый центр", и кадастровый паспорт на помещения <...>, назначение "нежилое", согласно экспликации к плану помещения оно состоит из 6 помещений и тамбура общей площадью 275,3 кв. м.
Дополнительным соглашением в„– 1 от 1 марта 2015 года договор аренды нежилого помещения от 1 октября 2011 года расторгнут с 1 марта 2016 года.
1 марта 2016 года между И.Ф.Г. оглы и ООО "ЭРИ" заключен договор в„– 1 аренды нежилого помещения, по которому арендодатель передал в аренду арендатору нежилые помещения в„– 2 - 8 и часть помещения в„– 1 первого этажа по адресу: <...> для использования под ресторан. Согласно пункту 2.2.1 договора арендатор обязуется использовать помещение исключительно по прямому назначению в соответствии с договором аренды. Срок аренды установлен с 1 марта 2016 года по 1 января 2032 года. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 29 марта 2016 года.
1 мая 2016 года между И.Ф.Г. оглы и ООО "ЭРИ" заключен договор в„– <...> аренды нежилого помещения, по которому арендодатель передал в аренду арендатору нежилые помещения в„– 1 - 6 второго этажа и в„– 1 - 4 третьего этажа по адресу: <...> для использования под банкетные залы. Согласно пункту 2.2.1 договора арендатор обязуется использовать помещение исключительно по прямому назначению в соответствии с договором аренды. Срок аренды установлен с 1 мая 2016 года по 1 января 2032 года.
Дополнительным соглашением в„– 1 от 31 марта 2019 года договор аренды нежилого помещения в„– 1 от 1 марта 2016 года расторгнут с 31 марта 2019 года. Соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 11 апреля 2019 года.
1 апреля 2019 года между И.Ф.Г. оглы и ООО "ХАЗАР" заключен договор в„– 1 аренды нежилого помещения, по которому арендодатель передал в аренду арендатору нежилые помещения в„– 1 - 4, 4а, 4б, 5, 6, 7 - 15, 19 - 21, 23 - 28 первого этажа, в„– 1 - 8 второго этажа, в„– 1 - 9, 4а третьего этажа общей площадью 1731,6 кв. м по адресу: <...>. Согласно пункту 2.2.1 договора арендатор обязуется использовать помещение исключительно по прямому назначению в соответствии с договором аренды. Срок аренды установлен с 1 апреля 2019 года по 1 мая 2029 года. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 29 апреля 2019 года.
<...> И.Ф.Г. оглы умер.
15 ноября 2022 года нотариусом по нотариальному округу город Вологда и Вологодский район Вологодской области выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию, по закону в соответствии с которыми наследниками имущества умершего И.Ф.Г. оглы являются И.Ф.Г. оглы (в 5/12 долях), Г.Н.Ф. кызы (в 5/12 долях), И.Р.Ф. (в 1/6 доле).
Дополнительным соглашением от 10 мая 2023 года к договору аренды недвижимого имущества от 1 апреля 2019 года, заключенному с арендатором ООО "ХАЗАР" в связи с переходом права собственности в отношении арендуемого здания изменена сторона в договоре, вместо И.Ф.Г. оглы арендодателями стали И.Ф.Г. оглы, Г.Н.Ф. кызы, И.Р.Ф.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на дату рассмотрения дела в ЕГРН содержатся сведения об обременении объекта недвижимости с кадастровым номером 35:24:0401014:418 договором аренды с ООО "ХАЗАР" ИНН: 3525437075, ОГРН: 1193525004837 срок действия договора аренды по 1 мая 2029 года.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ХАЗАР" ИНН: 3525437075, ОГРН: 1193525004837 адрес юридического лица: <...>. Основным видом деятельности общества является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. Дополнительными видами деятельности являются: торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков; деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания; деятельность по приготовлению и (или) продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте; деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием на вынос; деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий; деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания; деятельность по организации отдыха и развлечений; организация обрядов (свадеб, юбилеев).
Из экспликации к поэтажному плану здания, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 25 августа 2016 года здание имеет назначение "нежилое", на первом этаже расположено 28 помещений с назначением: лестничная клетка, три подсобных помещения, четыре помещения, кухня, три коридора, пять залов, шесть туалетов, два санузла, холл, гардероб, кабинет; на втором этаже расположено 8 помещений с назначением: два зала, лестничная клетка, два туалета, кухня, раздевалка, коридор; на третьем этаже расположено 9 помещений с назначением: лестничная клетка, два санузла, четыре кабинета, раздевалка, зал, коридор.
Согласно справке об осмотре объекта недвижимости от 17 июня 2021 года, составленной по состоянию на 17 июня 2021 года, проведенного на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 9 июня 2021 года в„– 1106-р, нежилое здание с кадастровым номером 35:24:0401014:418, площадью 2497,4 кв. м, расположено на земельном участке с разрешенным использованием "для завершения строительства административно-торгового центра и последующей его эксплуатации", фактически используется под общественное питание 266,2 кв. м площади, объект недвижимости представляет собой 3-этажное здание, на первом этаже расположена детская игровая комната (площадь 726,8 кв. м, что составляет 29% от общей площади здания), банкетные залы (площадь 266.2 кв. м, что составляет 10,6% общей площади здания); помещения второго и третьего этажей представляют собой пустые залы, столы и стулья сдвинуты к центру зала, либо расставлены по краям зала. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания (сведения представлены по состоянию на 25 августа 2016 года) наименование объекта - "нежилое здание" (площадь кухонь, залов 1371,5 кв. м (без учета детской игровой комнаты, расположенной на первом этаже здания), что составляет 54,9% от общей площади здания).
В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено и усматривается из материалов дела, что здание с кадастровым номером 35:24:0401014:418 включено Департаментом в оспариваемые пункты перечней, поскольку здание имеет наименование "административно-торговый центр", расположено на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0401014:4414, имеющем вид разрешенного использования "для завершения строительства административно-торгового центра и последующей его эксплуатации", что является самостоятельными основаниями для включения объекта недвижимости с кадастровым номером 35:24:0401014:418 в оспариваемые перечни (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах у Департамента имущественных отношений Вологодской области имелись законные основания, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанного объекта недвижимости в оспариваемые перечни.
Учитывая вышеизложенное, не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
И.Ф.Г. оглы отказать в удовлетворении требований административного искового заявления о признании недействующим со дня принятия:
- пункта 776 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года в„– 67-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";
- пункта 775 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года в„– 87-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год";
- пункта 779 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года в„– 98-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год";
- пункта 806 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года в„– 102-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год";
- пункта 807 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года в„– 101-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
М.В.СОКОЛОВА
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2023 года.
------------------------------------------------------------------