По датам
Полезное
Выборки
Постановление Правительства Вологодской области от 28.12.2023 N 1441 "Об утверждении региональной программы по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения Вологодской области на 2024 - 2030 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2023 г. в„– 1441
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ
НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 - 2030 ГОДЫ
В целях повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Вологодской области, в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года в„– 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегией повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года в„– 2958-р, Методическими рекомендациями по содержательному наполнению государственных программ субъектов Российской Федерации (структурных элементов государственных программ субъектов Российской Федерации), региональных программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения, утвержденными протоколом девятого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы от 27 июня 2023 года 12-12-12/ВН-30051/ПРГ-59-6-1/1560, Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения Вологодской области на 2024 - 2030 годы (далее - региональная программа).
2. Основным исполнителям и участникам региональной программы:
2.1. обеспечить выполнение региональной программы в установленные сроки;
2.2. представлять 1 раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Департамент финансов области отчет о выполнении региональной программы.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований области:
3.1. Разработать муниципальные программы по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения муниципального образования.
3.2. Представлять 1 раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Департамент финансов области информацию об исполнении муниципальных программ по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения муниципальных образований области.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
По поручению председателя
Правительства области
заместитель Губернатора области
А.Е.СТРИЖОВ
Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 28 декабря 2023 г. в„– 1441
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ
КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 - 2030 ГОДЫ"
(ДАЛЕЕ - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)
Раздел 1. ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.
Основания создания и реализации Региональной программы
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года в„– 2958-р (далее - Стратегия)
2.
Заказчик Региональной программы
Правительство Вологодской области
3.
Координатор Региональной программы
Координационный совет по повышению финансовой грамотности населения Вологодской области
4.
Основные исполнители и участники Региональной программы
1. Основные исполнители Региональной программы:
- Департамент образования Вологодской области;
- АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования" (далее - АОУ ВО ДПО "ВИРО");
- Отделение по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее также - Отделение Вологда) - по согласованию;
- Департамент социальной защиты населения Вологодской области;
- Департамент экономического развития Вологодской области;
- Департамент труда и занятости населения Вологодской области;
- Департамент культуры Вологодской области;
- Управление информационной политики Правительства Вологодской области;
- Департамент финансов Вологодской области;
- Департамент внутренней политики Правительства области;
- АУ ВО "Вологодский областной информационный центр".
2. Основными исполнителями Региональной программы могут привлекаться к участию в мероприятиях Региональной программы в качестве участников Региональной программы (по согласованию):
- Вологодский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
- ФГБОУ ВО "Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина";
- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Вологодской области;
- Союз "Вологодская торгово-промышленная палата";
- Вологодское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
- Агентство развития предпринимательства Вологодской области "Мой бизнес";
- кредитные и страховые организации и компании, участвующие в мероприятии Региональной программы в инициативном порядке;
- УМВД России по Вологодской области;
- Ассоциация "Совет муниципальных образований Вологодской области";
- Департамент цифрового развития
5.
Цели Региональной программы
Оказание содействия формированию у населения Вологодской области ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию человека, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, развитие финансового рынка и общественных институтов, а также воздействие на ценности человека с помощью продукции креативных индустрий
6.
Задачи Региональной программы
Внедрение и своевременная актуализация образовательных программ в системе образования, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры;
- обеспечение доступности и создание равных возможностей для всех целевых групп населения к обучению по программам повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры;
- развитие кадрового потенциала, в том числе путем подготовки и регулярного повышения квалификации педагогических работников и преподавателей образовательных организаций, иных специалистов в области финансового просвещения, а также обеспечения их методического сопровождения;
- формирование и закрепление навыков осознанного финансового поведения, развитие механизмов информирования населения по актуальным вопросам финансовой грамотности, в том числе в области цифровых услуг, финансовой киберграмотности и кибергигиены, в инвестиционной, пенсионной, налоговой, бюджетной и жилищной сферах, ведение просветительской деятельности в отношении социально уязвимых групп населения, таргетированная работа с целевыми аудиториями;
- поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации, а также развитие инструментов участия граждан в бюджетном процессе (в том числе механизма инициативного бюджетирования);
- обеспечение доступности финансовых услуг (включая доступность проверенной информации о соответствующих финансовых услугах) для всех целевых групп населения, в том числе проживающих в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах;
- расширение опыта использования населением финансовых продуктов и услуг, сопровождаемое экспертизой (как со стороны регулятора, так и со стороны гражданского общества) качества и потребительской ценности предлагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг;
- разработка механизмов сбалансированного партнерства государства, гражданского общества и бизнеса, формирование доверительного отношения граждан к финансовым институтам;
- формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступное информирование и ответственное консультирование по вопросам использования финансовых продуктов;
- популяризация знаний в области финансовой грамотности в жилищной сфере, а также навыков использования современных финансовых инструментов;
- развитие движения волонтеров финансового просвещения;
- расширение каналов коммуникации с населением по вопросам финансовой грамотности с помощью самых современных и популярных методов доведения информации, включая цифровые;
- обеспечение финансовой безопасности, включая формирование у граждан правильных установок и паттернов (моделей) поведения для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективную борьбу с мошенничеством, повышение финансовой защищенности потребителей;
- формирование и продвижение базовых навыков и установок по финансовой киберграмотности и кибергигиене для всех целевых групп населения в целях предупреждения использования их платежных инструментов (платежных реквизитов) при совершении противоправных действий;
- формирование и развитие правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию программы повышения финансовой грамотности населения
7.
Целевые показатели реализации Региональной программы
1. Количество (доля) общеобразовательных организаций Вологодской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
2. Количество (доля) обучающихся в общеобразовательных организациях Вологодской области, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования.
3. Количество (доля) профессиональных образовательных организаций Вологодской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования.
4. Количество (доля) обучающихся в профессиональных образовательных организациях Вологодской области, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам среднего профессионального образования.
5. Количество (доля) образовательных организаций высшего образования Вологодской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы высшего образования.
6. Количество (доля) обучающихся в образовательных организациях высшего образования Вологодской области, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам высшего образования.
7. Количество (доля) образовательных организаций/общеобразовательных организаций/профессиональных образовательных организаций/организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области, которые приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности.
8. Количество (доля) учителей-предметников <1> общеобразовательных организаций, преподающих элементы финансовой грамотности в рамках образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, которые прошли обучение в государственных образовательных организациях Вологодской области, подведомственных Департаменту образования области, осуществляющему государственное управление в сфере образования (ВИРО), по программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности.
9. Количество (доля) педагогических работников общеобразовательных организаций, преподающих элементы финансовой грамотности в рамках части образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть), которые прошли обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности.
10. Количество (доля) представителей государственных образовательных организаций Вологодской области, подведомственных Департаменту образования области, осуществляющему государственное управление в сфере образования (включая региональные институты развития образования), которые прошли обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности.
11. Количество (доля) преподавателей образовательных организаций высшего образования Вологодской области, которые прошли обучение по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности.
12. Количество (доля) специалистов в области финансового просвещения населения, которые прошли обучение по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности (в том числе в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения).
13. Количество проведенных региональных мероприятий (олимпиад, конкурсов, фестивалей, чемпионатов, вебинаров, семинаров, лекций, мастер-классов и т.д.), направленных на повышение финансовой грамотности различных целевых групп населения.
14. Количество (доля) различных целевых групп граждан, в том числе проживающих в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах, охваченных региональными мероприятиями (олимпиады, конкурсы, фестивали, чемпионаты, вебинары, семинары, лекции, мастер-классы и т.д.), направленными на повышение их финансовой грамотности.
15. Количество публикаций по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности, размещенных в средствах массовой информации и на официальных цифровых ресурсах лиц, осуществляющих реализацию Региональной программы, направленных на повышение финансовой грамотности населения.
16. Количество информационно-просветительских материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и т.д.), разработанных по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности, выпущенных лицами, осуществляющими реализацию региональной программы.
17. Количество волонтеров финансового просвещения, осуществляющих деятельность на территории Вологодской области, которые зарегистрировались в личном кабинете на официальном сайте Ассоциации развития финансовой грамотности.
18. Доля служб занятости населения, реализующих мероприятия по тематике финансовой грамотности
8.
Сроки и этапы реализации Региональной программы
2024 - 2030 годы. Контрольным этапом является календарный год
9.
Объемы и источники финансирования Региональной программы
За счет средств областного бюджета в рамках государственных программ "Развитие образования Вологодской области на 2021 - 2025 годы" и "Экономическое развитие Вологодской области", реализуемых соответственно Департаментом образования области, Департаментом экономического развития области
10.
Ожидаемые конечные результаты реализации Региональной программы
Прирост количества граждан, проживающих на территории области, охваченных мероприятиями по финансовой грамотности, не менее 0,1% в год;
- прирост количества граждан, которым оказаны консультации по финансовым вопросам и защите прав потребителей финансовых услуг, не менее 0,1% в год;
- прирост количества специалистов (в том числе педагогов, волонтеров, тьюторов и пр.), участвующих в организации и проведении мероприятий по финансовой грамотности и (или) разработке и реализации образовательных программ, не менее 1% в год;
- ежегодная реализация не менее 5 образовательных программ по финансовой грамотности в образовательном процессе на всех уровнях системы образования
11.
Целевые группы
Обучающиеся дошкольных образовательных организаций;
- обучающиеся общеобразовательных организаций;
- обучающиеся профессиональных образовательных организаций;
- обучающиеся образовательных организаций высшего образования;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- люди с ограниченными возможностями здоровья;
- взрослое (экономически активное) население;
- лица предпенсионного и пенсионного возрастов;
- волонтеры финансового просвещения;
- субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением юридических лиц (далее - субъекты МСП), индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане;
- безработные граждане, стоящие на учете в службах занятости населения
--------------------------------
<1> Учителя-предметники по соответствующим учебным предметам, в рамках которых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования обеспечивается преподавание элементов финансовой грамотности.
Раздел 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ
И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Региональная программа Вологодской области "Повышение уровня финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Вологодской области на 2024 - 2030 годы" (далее - Региональная программа) разработана в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) для содействия достижению целей исполнительных органов области, Отделения Вологда по переходу от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через все основные каналы и соответствующих субъектов - государство, образовательные организации, финансовые организации, креативные индустрии, волонтеров, гражданское общество.
Региональная программа подготовлена с учетом Методических рекомендаций по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) для органов исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных решением Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы на заседании 22 ноября 2019 года, Методических рекомендаций по содержательному наполнению государственных программ субъектов Российской Федерации (структурных элементов государственных программ субъектов Российской Федерации)/региональных программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения, утвержденных протоколом девятого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы от 27 июня 2023 года в„– 12-12-12/ВН-30051/ПРГ-59-6-1/1560.
Понятия и термины, используемые в Региональной программе, применяются в значениях, закрепленных в Стратегии.
Устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан требует повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками.
Региональная программа определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.
Финансовая грамотность населения Российской Федерации в целом и населения Вологодской области в частности находится на невысоком уровне, что является одной из причин отсутствия класса долгосрочных инвесторов, влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан, угрозы стабильности финансовой системы и в конечном счете отрицательно сказывается на темпах роста благосостояния населения.
В Вологодской области регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня финансовой грамотности, для следующих целевых групп населения:
- обучающиеся общеобразовательных организаций;
- обучающиеся средних и высших профессиональных образовательных учреждений, находящихся на территории Вологодской области;
- воспитанники дошкольных образовательных организаций;
- дети от 6 до 18 лет, охваченные организованными формами отдыха и оздоровления;
- представители социально уязвимых слоев населения (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, семьи с детьми);
- граждане предпенсионного и пенсионного возраста;
- представители малого и среднего предпринимательства, за исключением юридических лиц, в том числе начинающие предприниматели.
Работа, направленная на повышение финансовой грамотности населения, включая субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), на территории Вологодской области ведется различными заинтересованными организациями. Для проведения лекционных и интерактивных мероприятий по повышению финансовой грамотности привлекаются волонтеры финансового просвещения в качестве спикеров и игротехников.
Степень системности при взаимодействии с разными целевыми аудиториями неодинакова. Наибольшие планомерность и системность просматриваются в вопросах внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс организаций общего образования. Повышается вовлеченность в мероприятия по повышению финансовой грамотности малозащищенных и малообеспеченных групп населения. Наименее охваченным остается сельское население.
В целях обеспечения в полной мере потребности населения Вологодской области в информации о финансовых инструментах, управлении доходностью и контролем финансовых рисков, а также о способах защиты от мошенничества на финансовых рынках требуется проведение системной работы с участием большого числа заинтересованных лиц: исполнительных органов области, органов местного самоуправления области, территориального отделения Банка России, образовательных организаций, общественных организаций, финансовых институтов и иных заинтересованных организаций.
Важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения. Объединенные усилия на систематической основе необходимо направить на формирование у населения Вологодской области знаний, практических навыков и установок по распоряжению личными и семейными финансами.
В случае скоординированной работы всех заинтересованных лиц удастся добиться повышения финансовой грамотности и сформировать финансовую культуру на всей территории Вологодской области, в том числе и в отдаленных труднодоступных населенных пунктах, улучшить конкурентоспособность финансового рынка и инвестиционную привлекательность отдельных муниципалитетов, так как высокий уровень финансовой грамотности населения, включая субъектов МСП, позволит исполнительным органам области создавать условия для развития территорий, введения новых продуктов и услуг, способствующих повышению благосостояния граждан и развитию бизнеса в отдельно взятых муниципальных образованиях Вологодской области.
Глава 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В период 2020 - 2023 годов совместными действиями ответственных исполнителей Региональной программы по повышению финансовой грамотности населения Вологодской области на 2020 - 2023 годы в части повышения финансовой грамотности достигнуты следующие результаты:
реализована Региональная программа по повышению финансовой грамотности населения Вологодской области на 2020 - 2023 годы (утверждена постановлением Правительства области от 26 ноября 2019 года в„– 1107);
созданы:
- Координационный совет по повышению финансовой грамотности населения Вологодской области (постановление Правительства области от 9 декабря 2019 года в„– 1181) (далее - Координационный совет);
- Экспертный совет по финансовой грамотности (приказ Департамента финансов области от 17 июня 2022 года в„– 39);
- Региональный центр финансовой грамотности;
- Портал по финансовой грамотности Вологодской области;
элементы финансовой грамотности включены в образовательные стандарты на всех уровнях образования;
педагоги и преподаватели среднего профессионального образования, преподаватели вузов и консультанты-методисты Вологодской области прошли обучение по финансовой грамотности в методических центрах повышения финансовой грамотности населения, осуществляющих образовательно-просветительскую работу с разными возрастными группами граждан (школьники, студенты, взрослые граждане, граждане старшего возраста) на базе ведущих образовательных организаций высшего образования (федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова");
в олимпиадах по финансовой грамотности среди школьников и студентов приняли участие 12664 человека;
совокупный охват информационно-коммуникационной кампанией в области финансового просвещения составил свыше 1427500 граждан (целевые аудитории: трудоспособное население, студенты и школьники, граждане старшего возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, граждане, попавшие в сложную финансовую ситуацию, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представители малого и среднего предпринимательства, военнослужащие), в том числе путем проведения мероприятий (всего 23510):
- с использованием цифрового и онлайн-форматов (онлайн-уроки и обучающие вебинары по финансовой грамотности);
- медийного продвижения информационных материалов по финансовой грамотности с использованием различных цифровых ресурсов, в том числе официальных сайтов участников реализации Региональной программы, Регионального портала по финансовой грамотности, социальных сетей, онлайн-игр по финансовой грамотности.
Таким образом, за период реализации Региональной программы, за 2020 - 2023 годы, удалось добиться заметных успехов в сфере повышения финансовой грамотности.
Результаты опросов граждан показывают, что граждане с более высоким уровнем финансовой грамотности имеют более достоверные инфляционные ожидания, а значит, могут более рационально планировать свои финансы, молодые люди демонстрируют более рациональное и ответственное финансовое поведение, лучше разбираются в цифровых и инвестиционных финансовых инструментах (используют двойную аутентификацию при пользовании финансами онлайн).
Существенное влияние на это оказало внедрение финансовой грамотности в образовательный процесс.
Вместе с тем достигнутые результаты не в полной мере удовлетворяют цели формирования устойчивых моделей финансового поведения. Значительное число граждан не строит долгосрочные планы, не формирует сбережения в значимых объемах. Необходимо повышение информированности граждан об инструментах финансового рынка и навыков осознанного выбора этих инструментов.
Заметно меньшую финансовую компетентность проявляют граждане старшего возраста, граждане с невысоким уровнем доходов, низким уровнем образования, проживающие в небольших населенных пунктах.
Быстрое развитие цифровых технологий существенно изменило традиционные подходы к оказанию финансовых услуг. В настоящее время многие граждане в России могут совершать большинство финансовых операций в онлайн-режиме круглосуточно с помощью мобильных приложений. Развитие подобных решений, наряду с плюсами для потребителей финансовых услуг, привело также к росту мошеннических действий с использованием цифровых технологий, увеличению доли нелегальных участников финансового рынка, осуществляющих деятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В этой связи в рамках реализации Региональной программы необходимо поставить задачу перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через различные каналы коммуникации, образовательные организации, финансовые организации, креативные индустрии, добровольцев (волонтеров), гражданское общество.
Положительное влияние на уровень финансовой культуры будут оказывать опыт пользования разнообразными финансовыми продуктами и услугами, рост уровня доходов, повышение доступности финансовых услуг и вовлеченности граждан в операции на финансовом рынке. Важную роль в этих процессах будет играть клиентоориентированный и этичный бизнес, нацеленный на долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами.
Глава 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целью настоящей Региональной программы является формирование к 2030 году у большинства населения Вологодской области ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, развитие финансового рынка и общественных институтов.
Формирование финансовой культуры должно служить интересам граждан, бизнеса и общества в целом, способствовать повышению его благосостояния, достижению национальных целей развития Российской Федерации и приоритетов. Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры, прежде всего взрослых экономически активных граждан, помогут им принимать более осознанные и ответственные решения, что будет способствовать структурной трансформации российской экономики и ее более эффективному развитию.
В равной мере финансовая грамотность и финансовая культура важны для правильного поведения граждан в сфере общественных финансов.
Наиболее актуальными вопросами в этой сфере являются:
расширение долгосрочных инвестиций граждан в российскую экономику, в том числе с использованием механизма индивидуальных инвестиционных счетов, вовлечение граждан в долгосрочные сбережения с использованием пассивных инвестиционных стратегий при посредничестве управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и страховщиков, долгосрочных безотзывных вкладов и сберегательных сертификатов;
поддержка формирования достаточного уровня сбережений граждан в кредитных организациях ("финансовые подушки безопасности"), в том числе для социально незащищенных категорий граждан, а также информирование об иных инструментах формирования долгосрочных накоплений;
развитие страхования жизни как долгосрочного инструмента защиты имущественных интересов граждан;
повышение доверия граждан к системе добровольного пенсионного страхования и их стимулирование к участию в программах негосударственного пенсионного обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи, направленные на решение задач, предусмотренных в паспорте Региональной программы:
продвижение ценностей и установок финансовой культуры среди взрослых экономически активных граждан в целях выработки разумных поведенческих практик;
сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры;
использование различных каналов коммуникаций по актуальным вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры в целях формирования и закрепления навыков осознанного финансового поведения граждан;
ведение целевой информационно-просветительской деятельности в отношении отдельных групп граждан;
обеспечение финансовой безопасности путем формирования у граждан правильных навыков, установок и поведенческих практик для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективного противодействия мошенничеству.
Для эффективного решения задач Региональной программы необходимо обозначить следующие направления деятельности:
информационно-просветительская деятельность;
образовательная деятельность;
подготовка кадров в сфере финансовой грамотности;
взаимодействие с финансовыми организациями;
взаимодействие с бизнесом;
взаимодействие с гражданским обществом и некоммерческими организациями;
поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации.
Ожидаемый результат реализации Региональной программы способствует достижению главной цели Стратегии: достижение необходимого уровня финансовой грамотности и финансовой культуры, отраженное в следующих характеристиках:
в сфере личных финансов:
планирование финансов, ведение учета личных доходов и расходов, умение ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные финансовые цели и выстраивать траекторию достижения этих целей;
установка на рациональное и ответственное потребление во всех сферах жизнедеятельности, умение отказаться от "спонтанных трат";
осознанный выбор финансовой организации и умение проверить ее надежность, умение выбрать финансовые продукты, соответствующие жизненной ситуации и целям гражданина;
умение пользоваться основными платежными инструментами (банковские карты, "онлайн-банк", мобильные приложения, оплата товаров в обычном или интернет-магазине);
ответственное заимствование, умение оценить свои финансовые возможности при принятии решения о получении кредита (займа), дисциплинированное обслуживание кредитов (займов);
наличие установки на формирование сбережений для различных жизненных ситуаций (крупные покупки, непредвиденные трудности, будущая пенсия и др.) и умение реализовать эту установку;
формирование и поддержание резервного фонда ("финансовой подушки безопасности") на 3 - 6 месяцев;
понимание сущности инвестирования и его рисков, умение выбирать подходящие инвестиционные продукты с учетом приемлемого уровня риска, установка на диверсификацию и долгосрочность вложений;
умение управлять личными рисками, в том числе путем страхования, осознанный выбор подходящих страховых продуктов;
понимание сути инфляции, информированность о целевом показателе инфляции и его учет при формировании инфляционных ожиданий, потребительских и сберегательных стратегий;
в сфере общественных финансов:
понимание смысла уплаты налогов как источника доходов государства, благодаря которому оно предоставляет гражданам необходимые им блага;
установка на официальное трудоустройство, понимание взаимосвязи официальной зарплаты и уровня пенсионного обеспечения в будущем;
установка на соблюдение положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ориентация на работу с официальной зарплатой или регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого;
выбор подходящего налогового режима для бизнеса, использование полагающихся налоговых льгот;
знания о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов;
установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, а также использование других инструментов участия граждан в бюджетном процессе;
использование полагающихся по закону государственных и муниципальных услуг и льгот;
в сфере финансовой безопасности:
понимание требований финансовой безопасности как личной ответственности потребителя, соблюдение правил финансовой безопасности, включая финансовую кибербезопасность, при управлении личными финансами, в том числе при использовании цифровых и платежных технологий;
умение распознавать и противостоять угрозе мошенничества, в том числе связанного с использованием "социальной инженерии";
умение осмотрительно относиться к размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" личных данных, в том числе финансовых, сокращать свой "цифровой след";
установка на взаимодействие с финансовыми организациями и правоохранительными органами в случае обнаружения мошеннических действий.
Глава 4. СРОКИ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Сроки реализации Региональной программы: 2024 - 2030 годы. Сроки реализации Региональной программы могут быть изменены в случае принятия такого решения Координационным советом.
2. Контрольным этапом реализации Региональной программы является календарный год.
Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Региональная программа и решение вышеперечисленных задач будут осуществляться путем выполнения Плана реализации Региональной программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Вологодской области на 2024 - 2030 годы" (далее - План мероприятий) согласно приложению 1 к настоящей Региональной программе по направлениям:
информационно-просветительская деятельность;
образовательная деятельность;
подготовка кадров в сфере финансовой грамотности;
поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации.
Глава 6. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
1. Региональная программа реализуется уполномоченными исполнительными органами области, областными учреждениями и Отделением Вологда на условиях системного партнерства и паритета.
2. К реализации Региональной программы привлекается широкий круг лиц, включая государственные учреждения, негосударственные образовательные и научные учреждения, некоммерческие и коммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных лиц, заинтересованных в достижении целей Региональной программы.
3. Общее руководство действиями участников реализации Региональной программы, определение стратегических направлений работы, координацию реализации мероприятий в сфере финансовой грамотности, определенных Региональной программой, а также общий контроль за реализацией Региональной программы осуществляет Координационный совет, действующий на основании Положения о Координационном совете по повышению финансовой грамотности населения Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 9 декабря 2019 года в„– 1181 "Об организации мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Вологодской области".
Глава 7. ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Финансирование мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности в соответствии с Региональной программой, обеспечивается за счет средств областного бюджета Вологодской области в рамках государственных программ, реализуемых Департаментом образования области, Департаментом экономического развития области.
2. Содержание и объемы финансирования мероприятий уточняются и корректируются ежегодно при формировании бюджета Вологодской области на очередной финансовый год и на плановый период с учетом Плана мероприятий.
Глава 8. АНАЛИЗ РИСКОВ И ОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
На реализацию Региональной программы могут повлиять различные факторы риска, способные воздействовать как на ход, так и на результат реализации Региональной программы.
1. Риски, связанные с законодательной и нормативной базой, нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов на региональном уровне для обеспечения реализации Региональной программы
Меры управления риском: организация взаимодействия между заказчиком, координатором, основными исполнителями и участниками Региональной программы в целях своевременного внесения на рассмотрение Координационного совета предложений по внесению изменений в Региональную программу участниками реализации мероприятий Региональной программы и принятия необходимых правовых актов Вологодской области.
2. Организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией Региональной программой, слабая координация между исполнителями Региональной программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий
Меры управления рисками: проработка регламента взаимодействия и Плана проведения заседаний, мониторинг эффективности реализации Региональной программы и своевременное принятие мер по недопущению невыполнения задач Региональной программы, организация взаимодействия всех участников реализации Региональной программы на территории региона.
3. Социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым изменениям в связи с недостаточными информированностью и освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Региональной программы результатов
Меры управления рисками: обеспечение постоянного и оперативного мониторинга реализации Региональной программы, а также корректировки Региональной программы на основе анализа данных мониторинга; учет возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп при проведении мероприятий Региональной программы; презентация Региональной программы на региональных и муниципальных мероприятиях и в средствах массовой информации; широкое привлечение общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичное освещение хода и результатов реализации Региональной программы.
4. Недостаточность ресурсных обеспечений мероприятий Региональной программы
Меры управления рисками: осуществление качественного планирования и распределения средств с учетом потребностей на методическое обеспечение педагогических работников, на обучающие и информационные материалы, на меры по популяризации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности.
Глава 9. ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
(ПОДПРОГРАММ), СОГЛАШЕНИЙ, ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ,
ВКЛЮЧАЯ СУБЪЕКТЫ МСП, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,
А ТАКЖЕ НА ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
На территории Вологодской области действует ряд стратегических документов, определяющих деятельность по повышению финансовой грамотности на региональном уровне либо частично включающих в себя вопросы повышения финансовой грамотности населения, включая субъектов МСП, и защиты прав потребителей.
1. Соглашение о сотрудничестве Департамента образования Вологодской области и Отделения по Вологодской области Северо-Западного ГУ Банка России в области повышения финансовой грамотности населения Вологодской области от 6 декабря 2017 года в„– ДТ-41-11/65.
Ответственными исполнителями являются Отделение Вологда и Департамент образования Вологодской области.
2. Соглашение о сотрудничестве Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина" и Отделения по Вологодской области Северо-Западного ГУ Банка России в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в„– ДТ-219-11/1128 от 7 сентября 2018 года, которое определяет основные направления и формы взаимодействия в сфере проведения совместных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности различных групп населения Вологодской области.
3. Соглашение о сотрудничестве от 5 июля 2019 года в„– МБ2019/245 между Автономной некоммерческой организацией "Агентство развития предпринимательства и инвестиций Вологодской области "Мой бизнес" и Отделением по Вологодской области Северо-Западного ГУ Банка России, заключенное с целью взаимодействия в сфере мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства Вологодской области.
4. Постановление Правительства Вологодской области в„– 1181 от 9 декабря 2019 года "Об организации мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Вологодской области" (с последующими изменениями), в рамках которого создан Координационный совет по повышению финансовой грамотности населения Вологодской области, утверждены его состав и Положение, а также дана рекомендация о разработке муниципальных программ по повышению финансовой грамотности населения главам муниципальных образований области и представлении 1 раз в полугодие до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Департамент финансов области отчета о выполнении муниципальной программы по повышению финансовой грамотности населения муниципальных образований области.
Работа по финансовому просвещению населения Вологодской области, включая субъектов МСП, и защите прав потребителей на территории региона осуществляется в рамках утвержденных и согласованных документов, имеющих в своей основе достижение общих целей. У исполнительных органов области, Отделения Вологда и иных заинтересованных организаций накоплен значительный опыт в реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности на территории региона.
В целях исполнения Региональной программы могут быть приняты иные правовые акты, заключены иные соглашения, обеспечивающие эффективное выполнение задач Региональной программы.
Глава 10. МОНИТОРИНГ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Мониторинг хода реализации Региональной программы (далее - мониторинг) ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений при исполнении Региональной программы от ожидаемых результатов и представляет собой механизм оценки результативности выполнения мероприятий Региональной программы с целью принятия в случае необходимости своевременных решений о внесении изменений в Региональную программу.
Мониторинг осуществляется Департаментом финансов области 1 раз в полугодие на основе полугодовых отчетов о реализации Плана мероприятий Региональной программы (далее - отчеты), представленных основными исполнителями и участниками Региональной программы в соответствии с главой 11 Региональной программы.
При недостаточности проведения мероприятий в рамках реализации Плана мероприятий осуществляется оперативное взаимодействие с основными исполнителями и участниками Региональной программы с целью выяснения причин невыполнения либо оперативной координации действий между исполнителями Региональной программы. В указанном случае итоги мониторинга подлежат рассмотрению на заседании Координационного совета.
Результативность исполнения Региональной программы определяется Департаментом финансов области 1 раз в год в течение месяца с даты предоставления отчетов основными исполнителями и участниками Региональной программы, как степень выполнения мероприятий, указанных в приложении 1 к Региональной программе, по формуле:
R - значение показателя результативности исполнения Региональной программы;
I - количество исполненных мероприятий в отчетном году;
в„– - общее количество запланированных мероприятий Региональной программы в отчетном году.
Степень результативности выполнения мероприятий Региональной программы признается:
- высокой, если значение показателя результативности выполнения мероприятий Региональной программы составляет более 80%;
- средней, если значение показателя результативности выполнения мероприятий Региональной программы составляет от 60% до 80%;
- низкой, если значение показателя результативности выполнения мероприятий Региональной программы составляет менее 60%.
2. Оценка эффективности исполнения Региональной программы (далее - оценка эффективности) осуществляется Департаментом финансов области на основе годовых отчетов о достижении целевых показателей реализации Региональной программы в отношении мероприятий, реализованных основными исполнителями и участниками, представленных в соответствии с главой 11 Региональной программы.
Конечная оценка эффективности производится путем определения значений целевых показателей реализации Региональной программы в динамике по истечении срока реализации Региональной программы. Решение об эффективности/неэффективности исполнения Региональной программы принимается Координационным советом на основании предложений Департамента финансов области в 2030 году.
2.1. Целевыми показателями реализации Региональной программы являются:
- Количество (доля) общеобразовательных организаций Вологодской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, - 100%.
- Количество (доля) обучающихся в общеобразовательных организациях Вологодской области, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, - 100%.
- Количество (доля) профессиональных образовательных организаций Вологодской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования, - 100%.
- Количество (доля) обучающихся в профессиональных образовательных организациях Вологодской области, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, - 100%.
- Количество (доля) образовательных организаций высшего образования Вологодской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы высшего образования, - 100%.
- Количество (доля) обучающихся в образовательных организациях высшего образования Вологодской области, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам высшего образования, - 100%.
- Количество (доля) образовательных организаций/общеобразовательных организаций/профессиональных образовательных организаций/организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области, которые приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности, - фактический ежегодный прирост.
- Количество (доля) учителей-предметников общеобразовательных организаций, преподающих элементы финансовой грамотности в рамках образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, которые прошли обучение в государственных образовательных организациях Вологодской области, подведомственных Департаменту образования области, осуществляющему государственное управление в сфере образования (ВИРО), по программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности, - фактический ежегодный прирост.
- Количество (доля) педагогических работников общеобразовательных организаций, преподающих элементы финансовой грамотности в рамках части образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть), которые прошли обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности, - фактический ежегодный прирост.
- Количество (доля) представителей государственных образовательных организаций Вологодской области, подведомственных Департаменту образования области, осуществляющему государственное управление в сфере образования (включая региональные институты развития образования), которые прошли обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности, - фактический ежегодный прирост.
- Количество (доля) преподавателей образовательных организаций высшего образования Вологодской области, которые прошли обучение по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности, - фактический ежегодный прирост.
- Количество (доля) специалистов в области финансового просвещения населения, которые прошли обучение по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности (в том числе в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения), - фактический ежегодный прирост.
- Количество проведенных региональных мероприятий (олимпиад, конкурсов, фестивалей, чемпионатов, вебинаров, семинаров, лекций, мастер-классов и т.д.), направленных на повышение финансовой грамотности различных целевых групп населения, - фактический ежегодный прирост.
- Количество (доля) различных целевых групп граждан, в том числе проживающих в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах, охваченных региональными мероприятиями (олимпиады, конкурсы, фестивали, чемпионаты, вебинары, семинары, лекции, мастер-классы и т.д.), направленными на повышение их финансовой грамотности, - фактический ежегодный прирост.
- Количество публикаций по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности, размещенных в средствах массовой информации и на официальных цифровых ресурсах участников реализации региональной программы, направленных на повышение финансовой грамотности населения, - фактический ежегодный прирост.
- Количество информационно-просветительских материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и т.д.), разработанных по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности, - фактический ежегодный прирост.
- Доля служб занятости населения, реализующих мероприятия по тематике финансовой грамотности, - ежегодный фактический прирост.
Глава 11. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ
О РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
1. Основные исполнители и участники Региональной программы, определенные в соответствии с приложением 1 к Региональной программе, представляют в Департамент финансов Вологодской области не реже 1 раза в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом:
- отчет о реализации Плана мероприятий Региональной программы по форме согласно приложению 2 к Региональной программе;
- информацию о достижении целевых показателей реализации Региональной программы в отношении мероприятий, реализованных основным исполнителем и участником, по форме согласно приложению 2 к Региональной программе.
2. При недостаточности сведений, представленных в соответствии с пунктом 1 настоящей главы, Департамент финансов Вологодской области вправе запрашивать у основных исполнителей и участников Региональной программы дополнительную информацию о реализации Региональной программы.
Приложение 1
к Региональной программе
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 - 2030 ГОДЫ"
N
п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
1. Информационно-просветительская деятельность
(популяризация финансовой грамотности и финансовой культуры, формирование и закрепление знаний и навыков осознанного финансового поведения, продвижение ценностей и установок финансовой культуры в целях выработки разумных поведенческих практик граждан)
1.1.
Размещение информации по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры граждан с использованием различных каналов информирования, в том числе:
- на Портале Регионального центра финансовой грамотности Вологодской области
Не реже 1 раза в неделю
АОУ ВО ДПО "ВИРО"
- на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальных сетях, мессенджерах исполнительных органов области
Не реже 1 раза в месяц
Основные исполнители и участники Региональной программы
- в Вологодской областной газете "Красный Север"
Не реже 1 раза в месяц
АУ ВО "Вологодский областной информационный центр"
1.2.
Информирование граждан о ценностях и установках, обеспечивающих финансовое благополучие граждан и финансовую безопасность, в том числе ответственное заимствование, культуру сбережений и инвестирования денежных средств, повышение доверия к финансовому рынку и осведомленности о возможности вложения денежных средств в российскую экономику, контроль за персональными рисками и их страхование, отказ от нелегальных или непонятных финансовых продуктов
Не реже 1 раза в квартал
Отделение по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию).
Представители кредитных организаций (по согласованию).
Управление информационной политики Правительства области.
АУ ВО "Вологодский областной информационный центр"
1.3.
Продвижение знаний, умений и навыков безопасного пользования цифровыми и платежными технологиями, обеспечивающих финансовую кибербезопасность граждан
Не реже 1 раза в квартал
Отделение по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию).
Представители кредитных организаций (по согласованию).
Управление информационной политики Правительства области.
АУ ВО "Вологодский областной информационный центр"
1.4.
Продвижение ценностей и установок, обеспечивающих финансовое благополучие граждан и финансовую безопасность, в том числе ответственное заимствование, культуру сбережений и инвестирования денежных средств, повышение доверия к финансовому рынку и осведомленности о возможности вложения денежных средств в российскую экономику, контроль за персональными рисками и их страхование, отказ от нелегальных или непонятных финансовых продуктов
Не реже 1 раза в квартал
Отделение по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию).
Представители кредитных организаций (по согласованию).
Управление информационной политики Правительства области.
АУ ВО "Вологодский областной информационный центр"
1.5.
Проведение Информационных дней по финансовой грамотности и финансовой культуре
Не реже 1 раза в полугодие
Департамент финансов области
1.6.
Обеспечение информирования граждан о важности роли общественных финансов в жизни граждан, о доступных мерах социальной поддержки, а также о взаимосвязи официальной заработной платы и уровня пенсионного обеспечения в будущем
Не реже 1 раза в полугодие
Департамент социальной защиты населения области.
Департамент труда и занятости населения области.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Вологодской области (по согласованию).
Управление информационной политики Правительства области.
АУ ВО "Вологодский областной информационный центр"
1.7.
Проведение просветительских мероприятий по финансовой грамотности и финансовой культуре (лекции, видеоролики, игры, квесты, плакаты, "круглые столы" и др.) для:
- социально уязвимых слоев населения: людей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей; детей-сирот, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, неполных семей, многодетных семей и др.;
- субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан;
- безработных граждан, стоящих на учете в службах занятости населения;
- взрослого (экономически активного) населения
Не реже 1 раза в квартал
Департамент социальной защиты населения области.
Департамент экономического развития области.
Департамент труда и занятости населения области.
Основные исполнители и участники Региональной программы
1.8.
Проведение конкурсов проектов по финансовой грамотности и финансовой культуре на территории области
Не реже 1 раза в год
Основные исполнители и участники
Региональной программы
1.9.
Проведение Дней открытых дверей с информированием об элементах финансовой грамотности и финансовой культуры
Не реже 1 раза в год
Основные исполнители и участники Региональной программы
1.10.
Проведение информационных кампаний, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и развитие финансовой культуры населения области
Не реже 1 раза в квартал
АУ ВО "Вологодский областной информационный центр".
Управление информационной политики Правительства области.
Основные исполнители и участники
Региональной программы
1.11.
Разработка и распространение информационно-просветительских материалов по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и т.д.)
Не реже 1 раза в год
Основные исполнители и участники
Региональной программы
2. Образовательная деятельность
(распространение и систематизация знаний по финансовой грамотности и создание предпосылок для формирования финансовой культуры)
2.1.
Внедрение образовательных программ, учебных и методических материалов, обеспечивающих формирование финансовой культуры, в систему образования на всех уровнях, а также их своевременная актуализация
Постоянно
Департамент образования области.
АОУ ВО ДПО "ВИРО"
2.2.
Содействие в проведении школьных олимпиад по финансовой грамотности, в том числе таких, победителям и призерам которых предоставляются особые права при приеме на обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, а также проведение студенческих олимпиад по финансовой грамотности
Не реже 1 раза в полугодие
Департамент образования области.
АОУ ВО ДПО "ВИРО"
2.3.
Подготовка и регулярное повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций
Постоянно
Департамент образования области.
АОУ ВО ДПО "ВИРО".
Региональный методический центр по финансовой грамотности Вологодского филиала РАНХиГС
2.4.
Выявление лучших педагогических практик при преподавании финансовой грамотности посредством проведения конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников, преподающих образовательные программы, содержащие элементы финансовой грамотности
Не реже 1 раза в год
Департамент образования области.
АОУ ВО ДПО "ВИРО"
2.5.
Проведение оценки образовательных достижений учащихся общеобразовательных организаций по направлению финансовой грамотности и финансовой культуры
Не реже 1 раза в год начиная с даты утверждения Методических рекомендаций по обеспечению общеобразовательными организациями достижения результатов реализации основных образовательных программ в области финансовой грамотности на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования
Департамент образования области.
АОУ ВО ДПО "ВИРО"
3. Подготовка кадров в сфере финансовой грамотности
(развитие кадрового потенциала учителей, преподавателей, администраторов образовательных организаций, государственных служащих, сотрудников органов социальной защиты населения, финансовых организаций, некоммерческих организаций, граждан, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность в области финансового просвещения, способствующих распространению знаний в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры)
3.1.
Подготовка специалистов в области финансового просвещения.
Создание и функционирование многоуровневой каскадной системы обучения и повышения квалификации для всех целевых групп, благодаря которой специалисты, прошедшие обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения, в дальнейшем осуществляют подготовку специалистов на региональном уровне, а те в свою очередь взаимодействуют с гражданами
Постоянно
Департамент образования области.
АОУ ВО ДПО "ВИРО".
Основные исполнители и участники Региональной программы
3.2.
Подготовка и привлечение волонтеров
постоянно
Отделение по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)
4. Поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации
4.1.
Развитие инструментов участия граждан в бюджетном процессе путем:
- внедрения практик инициативного бюджетирования, в том числе в рамках проекта "Народный бюджет"
Ежегодно
Департамент внутренней политики Правительства области
- размещения актуальной информации о бюджетном процессе в открытом и понятном для широкого круга лиц формате
Постоянно
Департамент финансов области
- проведения конкурса проектов "Бюджет для граждан"
Не реже 1 раза в год
Департамент финансов области
Приложение 2
к Региональной программе
ОТЧЕТ (ФОРМА)
об исполнении Плана реализации Региональной программы
"Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой
культуры населения Вологодской области на 2024 - 2030 годы"
N
п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Ответственный исполнитель
Результаты фактической реализации
1
2
3
4
5
1.
1.1.
2.
2.1.
...
...
...
...
...
ИНФОРМАЦИЯ
о достижении целевых показателей реализации
Региональной программы в отношении мероприятий,
реализованных основными исполнителями и участниками
Целевой показатель
Плановое значение
Фактическое значение
1
2
3
------------------------------------------------------------------